Устройства для подзарядки аккумуляторов: компенсация разрядки
О существовании подобных устройств многие даже не догадываются. Про зарядные устройства знают все, а вот какие-то подзарядные – что это? И в каких случаях они могут потребоваться?
К терминологии мы еще вернемся, а нужны эти «подзарядки» вот зачем. Представьте, что автомобиль неделями стоит в гараже без движения. Когда же он вдруг срочно понадобился, выясняется, что батарея подсела настолько, что крутить стартер не может. А если это случается постоянно?
В подобную ситуацию часто попадают автомобили, которые стоят на выставочных стендах. У них играет аудиосистема, горит свет, но мотор не работает. Вот и тянутся под капот тоненькие проводки, подпитывающие штатную батарею машины от внешнего источника.
Большие токи не нужны: достаточно компенсировать потребление штатных микроконтроллеров, а также охранной системы и телематики. У современных гаджетов аппетит скромный – десятки миллиамперов, при том что их аналоги прошлых лет выпуска потребляли порой на порядок больше.
Казалось бы, подключи зарядное устройство – и нет проблем! Но далеко не всякая «зарядка» рассчитана на постоянную работу в течение недель, а то и месяцев. Другое дело, если производитель указывает на подобную возможность использования своего продукта. Вот такие устройства мы и решили погонять в реальных условиях – в течение нескольких месяцев.
Из восьми приобретенных изделий только два являются чистой воды «подзарядками» – Торнадо и Moratti. Остальные – «зарядки», обещающие не только оживить севшие аккумуляторы, но и поддерживать их заряд на должном уровне. Именно эту функцию мы и оценивали в ходе испытаний.
ЧТО И ГДЕ ИСПЫТЫВАЛИ
Испытания проводили в лаборатории ФГКУ 3 ЦНИИ МО РФ в течение трех месяцев. Длительную проверку способности устройств компенсировать падение заряда вели на батареях энергоемкостью 55, 75 и 90 А·ч при температурах –20; 0; +25 ºС. Склонность к перегреву оценивали при работе с батареями от 75 до 190 А·ч, задавая максимально возможную нагрузку для каждого устройства. Для каждого изделия проверили «дуракоустойчивость» – использовали переполюсовку и т. п. При расстановке по местам учитывали заявленные параметры, качество изготовления, грамотность инструкции и удобство пользования.
ХРАНЕНИЕ? ПОДЗАРЯДКА? КОМПЕНСАЦИЯ?
Многомесячный марафон закончился удачно: ни одно из устройств не попросило пощады, ни одна батарея не пожаловалась на плохое обслуживание. «Защита от дурака» тоже на высоте: переполюсовок и прочих провокаций изделия не боятся. В то же время понравились далеко не все – на эту тему мы подробно высказались в подписях фотогалереи. Отметим также, что все устройства обеспечивают подзарядку в 20‑градусный мороз – даже те, которые, судя по инструкции, совсем не морозоустойчивые.
Но с проводами при этом нужно быть повежливее – они на глазах теряют гибкость.
Стоит ли искать в магазинах простенькие подзарядники, или лучше приобрести многофункциональное зарядное устройство? Мы считаем, что второй вариант предпочтительнее: разница в цене не космическая, а полноценный зарядник в хозяйстве не помешает. К тому же они практически всегда есть в продаже, а экзотических «братьев меньших» нужно выискивать через Интернет.
8. ЗАВОДИЛА АЗУ‑108 8 7 6
Автоматическое импульсное зарядное устройство, Санкт-Петербург
Ориентировочная цена, руб. 1280
Температурный диапазон, ºС 0…+40
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч 3–110
Симпатичное устройство неприятно резануло по глазам безграмотными надписями «А/ч» на лицевой панели, в инструкции и на упаковке. Такой единицы измерения нет в природе – есть А·ч. Требования изготовителя к температурным условиям работы устройства – от 0 до 40 ºС – не порадовали: а как же поддерживать заряд батареи, если на улице мороз? Исполнение неряшливое: приклеенные переключатели болтаются. В целом устройство работоспособно, но рекомендовать его не хочется.
7. Торнадо 3 А.02
Зарядный автомат-хранитель для аккумуляторных батарей, Тольятти
Ориентировочная цена, руб. 860
Температурный диапазон, ºС –20…+40
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч до 75
Прибор обещает поддерживать рабочее со- стояние батареи «как угодно долго», не являясь полноценным зарядным устройством (разве что для батарей энергоемкостью ниже 10 А·ч). Внешне напоминает радиолюбительскую конструкцию в корпусе от реле времени для фотопечати. Элементная база – четвертьвековой давности. Все электрические проверки (испытания на перегрев проводили с батареей 75 А·ч) изделие успешно выдержало. Однако общее впечатление скорее негативное.
6. Moratti 01.80.005
Устройство для подзарядки аккумуляторных батарей, КНР
Ориентировочная цена, руб. 600
Температурный диапазон, ºС не ниже –10
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч 10–250
Устройство предназначено не для зарядки батарей, а для поддержания работоспособности АКБ при длительном хранении и редком использовании. Длительный режим работы выдерживает спокойно; проверку на перегрев вели на батарее энергоемкостью 190 А·ч. Замечаний в адрес техники нет, а вот описание не понравилось: что такое «гелиевые» батареи? Может быть, имелись в виду гелевые?
5. СОНАР У3 207.03 3
Зарядное устройство, Санкт-Петербург
Ориентировочная цена, руб. 1500
Температурный диапазон, ºС –5…+35
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч 10–180
Зарядное устройство обеспечивает режим хранения с компенсацией тока саморазряда. К сожалению, нижний температурный предел – всего лишь –5 ºС. Иными словами, на зимнюю работу в неотапливаемом гараже прибор не рассчитан. Корпус при работе не перегревается (проверку проводили с батареей энергоемкостью 170 А·ч). К технике претензий нет, однако цена показалась завышенной.
4. AIRLINE АСН‑5 А‑06
Зарядное устройство, Россия – КНР
Ориентировочная цена, руб. 1050
Температурный диапазон, ºС нет данных
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч до 65
Предусматривает режим зарядки батареи, установленной на автомобиле. Проверку на перегрев проводили на батарее энергоемкостью 65 А·ч, поводов для замечаний не нашли. С подзарядом справляется успешно. К сожалению, мифическая единица измерения А/ч встречается в описании и этого прибора...
3. HEYNER, AkkuEnergy Арт. 927130
Зарядное устройство, Германия
Ориентировочная цена, руб. 6000
Температурный диапазон, ºС нет данных
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч 30–190
Зарядное устройство, рассчитанное на длительное подключение к батарее независимо от сезона. Со всеми задачами справилось без проблем. Проверку на перегрев проводили с батареей 190 А·ч. Среди недостатков – заумное описание с неважным переводом и неаппетитная цена.
1–2. SMART POWER SP‑2N BERKUT
Компактное универсальное зарядное устройство, Россия – КНР
Ориентировочная цена, руб. 1150
Температурный диапазон, ºС –20…+50
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч 4–80
Может быть использовано и для сезонного хранения АКБ, оставаясь подключенным к сети в течение нескольких месяцев. Режим длительной работы переносит спокойно; проверку на перегрев проводили с батареей 90 А·ч. «Дуракоустойчивость» нормальная, замечаний к работе нет.
1–2. СОРОКИН® 12.98
Универсальное зарядное устройство для аккумулятора, Россия
Ориентировочная цена, руб. 3000
Температурный диапазон, ºС –20…+50
Энергоемкость заряжаемых батарей, А·ч 6–160
Полноценное зарядное устройство. Может быть подключено к АКБ автомобиля на длительное время – для зимнего хранения и круглогодичного использования. При работе не перегревается (проверку проводили с батареей 170 А·ч). Замечаний нет. Разве что дороговато.
НЕМНОГО О БЕЗОПАСНОСТИ
Надолго оставляя в гараже зарядное устройство, подключенное к сети, убедитесь в том, что вы не схалтурили. Иными словами, вы должны быть уверены, что подключенные к клеммам подкапотного аккумулятора «крокодилы» ни при каких обстоятельствах не устроят вам короткое замыкание (например, при касании закрываемого капота!), а соответствующие провода не будут пережаты крышкой капота или иным способом. Да, проверенные нами устройства имеют встроенную защиту, но не стесняйтесь перепроверить себя лишний раз. Само собой разумеется, что зарядное устройство должно быть гарантированно защищено от прямого попадания влаги, снега и прочих погодных неприятностей. Следует также помнить, что при низких температурах изоляция проводов имеет привычку твердеть и даже ломаться. Это особенно важно учитывать в тех случаях, когда машиной время от времени пользуются, а зарядное устройство в спешке то отключают, то вновь подключают, не обращая внимания на подобные «мелочи».
К чему может привести повреждение изоляции плюсового провода, если тот случайно коснется «массы», всем понятно.
И последнее. Прежде чем трогаться с места, не забудьте отключить зарядное устройство от сети и от аккумулятора.