«Газон Next CNG»: на сжатом газе
Евро с долларом бодро шагают вверх. В ногу с ними идут цены на автомобильное топливо, несмотря на снижение цен на нефть. В новейшей российской истории постоянно так: жидкое топливо никогда не дешевеет, а производители всегда ориентируются на европейские ценники. И сегодняшние прогнозы не радуют: бензин с соляркой будут дорожать.
А вот метан или пропановая смесь, оставаясь пока не слишком востребованными нашими автомобилистами, в цене растут инертно, с большими задержками относительно скачков цен на бензин. А главное – газовое топливо намного дешевле бензина: пропан – в два раза, метан – в три! Кубометр метана, равный по производительности одному литру бензина, нынче стоит около 13 рублей. И газа у нас завались.
Поэтому Горьковский автозавод старательно внедряет технологию CNG (Сompressed Natural Gas), предлагая собранные на конвейере автомобили на альтернативном топливе – с заводской гарантией. Неудивительно, что первой ласточкой нового поколения «Газонов Next» стал автомобиль, оборудованный баллонами и аппаратурой для сжатого газа. Впервые машину представили в конце осени на выставках в Петербурге и Москве. А будущим летом нижегородцы обязуются наладить серийное производство. Заказчики, как уверяют на ГАЗе, есть.
КТО ЖЖЕТ ГАЗ
В Ярославле почти два года назад запустили производство нового семейства двигателей ЯМЗ‑530. Это современный турбодизель, созданный с чистого листа нашими инженерами в содружестве с конструкторами инжиниринговой компании AVL.
Почти все оборудование для обработки деталей и сборки – высокоточное импортное. Используются комплектующие лучших мировых производителей. Даже блок цилиндров льют за рубежом и везут в Ярославль на обработку.
Мотор этот может работать на солярке и, с минимальными переделками, на метане. Самые большие траты при переходе на компримированный (сжатый) газ пришлись на доводку мотора и калибровку системы питания двигателя.
Инженеры провели массу стендовых и дорожных испытаний и довели мотор ЯМЗ‑5344 CNG до лучших по мировым меркам показателей.
Он соответствует нормам выбросов Евро‑5. Уложиться в жесткие рамки стандарта удалось без использования дорогостоящих элементов.
Степень сжатия уменьшили до 12 единиц, а мощность мотора осталась довольно высокой – 150 л.с. Расход топлива скромен для автомобиля, способного взять на борт почти пять тонн, – около 19 кубометров газа на 100 километров.
На машине разместили семь баллонов, по 53 литра каждый. Четыре – поперек, сразу за кабиной, три – вдоль, сзади. Под них изготовили свой деревянный брус, на который опирается кузов.
Недостатков в схеме два. Во‑первых, тяжелые стальные баллоны увеличили снаряженную массу (есть легкие, из композитных материалов, но они очень дорогие); во‑вторых, повысился центр тяжести. Для грузовика это не очень существенно, важнее запас хода: он составляет более 400 км.
Вся газовая аппаратура до последнего винтика – известной компании Westport и ее брендов OMVL и Emer. Исключение – газовые баллоны Орского машиностроительного завода. Правилам ЕЭК ООН 110 по безопасности газовых машин все компоненты соответствуют без каких-либо натяжек.
ТРОЕ В КАБИНЕ
Чем еще примечателен «Газон Next CNG»? В первую очередь комфортабельной трехместной кабиной, позаимствованной у «Газели Next». А еще дисковыми тормозами на передних и задних колесах, интегральным рулевым механизмом. Эти узлы обеспечивают легкое и послушное управление автомобилем.
«Газон Next CNG» обойдется дороже дизельной версии, но он будет на 30–40% доступнее любого зарубежного конкурента. Прирост цены может окупиться менее чем за год.
СЧЕТ, ПОЖАЛУЙСТА
Среднетоннажный грузовичок наматывает за год около 150 000 километров. За это время «Газон Next» с дизельным мотором израсходует примерно 28 500 литров солярки. При цене 35 рублей за литр это почти миллион! А «Газон Next CNG» съест 28 000 кубов метана на 420 000 рублей. Выгода – 580 тысяч.
Единственное, что сегодня тормозит массовую продажу машин CNG, – недостаточное количество АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция). Хоть Газпром и объявил, что в прошлом году потратил полтора миллиарда рублей на развитие сети АГНКС, результата особо не видно. Надеемся, что нынешний кризис подтолкнет газовиков к более активным действиям и вложениям. Ведь автомобильные компании (не только «Группа ГАЗ») давно готовы к серийному выпуску газовых машин.
ПЛЮС: Новая платформа Next, низкая цена владения автомобилем
МИНУС: Баллоны дают дополнительный вес; неразвитая структура заправок