Участники марафона «60 часов «За рулем»: испытания песками и морозильной камерой. Часть 2
YAKU0572
YAKU0572
ВЪЕЗД ВОСПРЕЩЕН
Караван из трех машин минует заброшенную «мазанку» контрольно-пропускного пункта с аббревиатурой UN, проскакивает мимо заржавевшего в приподнятом состоянии шлагбаума и катит по лесной грунтовке.
«Запрещен физический контакт с неразорвавшимися боеприпасами или другими опасными предметами. Если вы нашли их, место нахождения предмета необходимо отметить на карте и незамедлительно сообщить администрации Адажского полигона». Памятка с латвийского сайта полигона крутится в голове, хотя пейзаж за окном скорее заповедный: здесь протекает несколько речушек, имеется пара живописных озер и есть эндемики.
В лесу на маршевой скорости под 60 км/ч чувствуют себя неплохо все, кроме «китайца»: Great Wall традиционно раскачивается и норовит зацепить грунт передним свесом. Nissan держится молодцом: подвеска справляется с небольшими «воронками», пробоев нет, даже если мчать по лесу очертя голову. Patriot? Ему все равно, что под колесами! Знай себе прыгает по буграм, позвякивая колодками в суппортах.
Лес редеет, и мы выкатываемся к цели путешествия – дюнам, поросшим редкими соснами. А это что за следы лунохода? Судя по колее и характерным отпечаткам, недавно тут проезжал… танк. Ого, надо быть начеку!
Первым по следу рвется Nissan. Мы не без оснований послали его в авангарде: в случае чего будет кому его вытаскивать! Terrano на удивление неплохо справляется с разведзадачей. Короткая первая передача, так измучившая меня в городе, здесь в масть! По сути, она играет роль понижающей. Главное – держать обороты выше трех тысяч, и Nissan будет рыть землю, похрустывая противобуксовочной системой, предостерегающей от закапывания. Но стоит зазеваться и чуть опустить обороты, как мотор захлебнется. Слабое место Terrano на зыбучих грунтах – недостаток тяги на низах. Приходится играть сцеплением, а ход у педали большой – и поймать момент смыкания дисков непросто. После 15 минут активной езды в салон потянуло палеными фрикционами сцепления…
Hover – разведчик посерьезнее, у него понижающий ряд в раздаточной коробке. Нажатие кнопки, и Great Wall легко снимается с песчаного якоря. У «китайца» нет противобуксовочной системы, поэтому надежда лишь на «железо», и оно не подкачало.
Крутящего момента хоть и впритык, но все же хватает, а понижайка для преодоления подъемов средней крутизны – то, что доктор прописал. В ходе проведения последнего планового ТО (20 000 км) в сервисе по нашей просьбе закрутили регулировочные болты и увеличили жесткость торсионов, тем самым слегка приподняв переднюю часть автомобиля, что пошло на пользу геометрической проходимости. Но «выдающийся» передний бампер и запаска под кормой все равно заметно ограничивают возможности машины – и Hover лишь немногим увереннее Nissan разбирается с непростыми рельефами.
Кому море по колено, даже если трава по пояс, так это UAZ! Он ныряет в песок, пуская песчаные буруны, и играючи всплывает на зыбкую поверхность, легко трогается в гору. Грубоватость механики в таких условиях на руку – жесткие, но короткоходные педаль сцепления и привод коробки передач позволяют держать стрелку тахометра в зоне оптимальных для тяги 2000–4000 об/мин. Помогает и чувствительный к подаче топлива акселератор. Естественно, свою лепту в независимость Patriot вносят жестко подключаемый передок и понижающая передача в раздатке, благодаря которой он легко откапывается, будучи по ступицы в песке. Подвеска? Ходы исполинские, угол скрещивания осей рекордный, впечатление от работы – все основательно. И кое-кто попался в сети мнимой вседозволенности!
Наш технический специалист Валерий Жаринов решил срезать путь – и повис брюхом на дюне. Как известно, чем круче вседорожник, тем дальше бежать за трактором. Но нам бежать не пришлось, ибо посмотреть на наши барахтанья в дюнах уже спешил Валдис Брант, которому и принадлежит эта земля, – а мчал он за рулем своего легендарного «проходимца» Mercedes-Benz 1113 образца 1972 года. Когда-то этот тяжелый полноприводник мирно служил в немецкой пожарной охране и даже не думал, что спустя много лет доедет до Риги, а затем судьба и вовсе забросит его в Африку!
За те полчаса, что наш друг спешил на выручку, мы выдернули-таки UAZ – «Ховером». Валдис появился из леса, оставляя между колесами молодую сосновую поросль. Естественно, мы встретили «мерс» с детским восторгом. Пока лазили по этому монстру, Mercedes-Benz заглушили… и не смогли завести – села батарея. И этот момент поставил героическую точку в споре, кто же из московских машин сильнее. Трос на проушину – и Patriot, стиснув зубы, вытаскивает за хвост многотонную немецкую махину с песка на дорогу. Перекидываем трос, и UAZ бодро разгоняет Mercedes-Benz: дыр-дыр- дыр – всё, дизель завелся с толкача!
***
Итак, время расставить участников по ранжиру.
Nissan Terrano: изматывающий на асфальте короткий трансмиссионный ряд обернулся несомненным достоинством на песке. Но все же Terrano не по зубам те буераки, где уверенно проходит Great Wall Hover, обладающий более стойкой к экстремальным условиям подвеской и трансмиссией с понижающей передачей.
А UAZ мы поздравляем с победой! Ему бы еще имя написать по-русски, и наши патриотические чувства были бы удовлетворены в полной мере.
ДОЛОЙ КАЧКУ!
Сергей Клочков
Для устранения изматывающей раскачки кузова мы решили заменить на Hover задние пружины и все амортизаторы (спереди у него стоят торсионы, которые мы «поджали» на СТО). Чтобы объективно оценить изменения, процедуру решили провести в середине пробега: в Ригу едем на заводском комплекте, обратно – на тюнинговом.
На что именно будем менять? Опыт владельцев Hover доказал живучесть амортизаторов Kayaba – вот их мы и купили. А задние пружины подобрали более высокие (плюс один виток) и с увеличенным на миллиметр диаметром прутка (1).
Так как слесаркой рассчитывали заняться в Риге в неизвестных для нас условиях, перестраховались и назначили тренировку в техническом центре «За рулем». И не зря! Диаметр резьбовой части штоков амортизаторов оказался на 2 мм меньше заводского, а диаметр нижних втулок задних амортизаторов не соответствовал диаметру пальца. Пришлось изготавливать металлические дистанционные втулки для верхних концов всех амортизаторов и подбирать резиновые – для нижних задних (2). Так как пружины оказались примерно на 45 мм длиннее, для «заманивания» их в пространство между мостом и рамой применили стяжки.
Так вот, на стандартном комплекте доехали до Латвии и откатали первый день испытаний. Вечером заменили пружины и амортизаторы, уложившись в два с половиной часа (наши друзья в Риге предоставили подъемник в теплом боксе). По здешним расценкам такая работа обошлась бы в местном сервисе примерно в 80 евро. А в Москве пришлось бы выложить около 9000 рублей! Воистину Латвия – страна не пуганых ценами автомобилистов.
Обратный путь в Москву длиной почти 1000 км подтвердил предварительные выводы, сделанные еще в Латвии. Hover стал собраннее, чуть жестче, но главное – колеса избавились от остаточных колебаний после прохождения неровностей, а утомляющая килевая качка отступила. Наша взяла!
ПУТЕШЕСТВИЯ ВАЛДИСА БРАНТА
Сергей Клочков
Мы с Валдисом познакомились во время совместной работы на РАФе в восьмидесятые годы прошлого века. Об автомобильных похождениях Бранта можно рассказывать бесконечно, не хватит страниц и десяти журналов. Просто взгляните на хронологию путешествий! И Валдис продолжает кипеть энергией: сейчас готовит фотовыставку в Праге совместно с путешественником Мирославом Зикмундом, которому уже девяносто пять. Мирослав совместно с Иржи Ганзелкой путешествовал по Африке и Латинской Америке еще в 1947 году. Валдис, ждем фотоотчет о новых приключениях!
1977: Лиепая – Владивосток (от океана до океана на РАФах)
1984: Рига – Астрахань – Самарканд –Ленинабад (Памир, Тянь-Шань)
1985: Рига – Ашхабад – Ташкент – Иркутск
1986: Кавказ
1988: Рига – Владивосток – Камчатка (на самолете Ан‑124)
1989: «Караван Колумба» (вокруг света на РАФе)
2002: «Крыша мира», Рига – Тибет – Рига (на ГАЗ‑66)
2003: «Калевала», по Карелии (на ГАЗ‑66)
2005: «Солнечные ворота», Рига – Буэнос-Айрес (на Mercedes-Benz 1113)
2007: «Африканский пояс», Рига – Кейптаун (на Mercedes-Benz 1113)
2009: по Средней Азии (на Mercedes-Benz 1113)