Итоги-2014: до чего докатился российский авторынок

Продажи автомобилей в России падали на протяжении всего уходящего года, и даже запущенная вновь программа утилизации не смогла переломить эту тенденцию. А вот стремительное падение рубля вызвало ажиотажный спрос на авто в последние месяцы. В результате склады дилеров практически опустели, но дистрибьюторы в условиях неопределенности на валютных рынках не спешат поставлять им новые партии машин. «За рулем.РФ» подвел предварительные итоги автомобильных продаж за 2014 год и попытался заглянуть в год будущий.

Lada сдает позиции

Падение продаж новых автомобилей в России продолжается второй год подряд. При этом если в 2013 году российский авторынок снизился на 5%, то в этом году может упасть аж на 12%, до 2,45 млн машин. Таков актуальный прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). «Хотя Россия является одним из наиболее перспективных авторынков и отличается низким уровнем автомобилизации и высокой изношенностью автопарка, под влиянием экономической ситуации и снижения покупательской способности россиян спрос на легковые автомобили снизился в 2014 году, – констатирует консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. – По сравнению с кризисными 2008-2009 годами экономическая ситуация более стабильная. Конечно, эскалация геополитической напряженности, новые санкции, дальнейшее падение цен на нефть могут привести к более стремительному проседанию рынка».

Лидером на российском авторынке по-прежнему остается АВТОВАЗ, однако его преимущество тает с каждым годом. Продажи автомобилей Lada в уходящем году падали сильнее рынка – за 11 месяцев на 16%, до 352 тыс. машин (данные АЕБ). В результате рыночная доля АВТОВАЗа достигла исторического минимума – 15,9%, хотя еще пять лет назад превышала 25%.

Как отмечают на АВТОВАЗе, на российском авторынке продолжается тенденция спада продаж, при этом наибольшее снижение демонстрируют бренды, в модельном ряду которых преобладают бюджетные автомобили, тогда как спрос на машины премиум-класса растет. «Основные факторы, сдерживающие рынок в текущем году: снижение темпов роста основных макроэкономических показателей, замедление темпов автокредитования, ослабление курса рубля», – комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа.

Спрос на Lada стремительно падает, поскольку потребители бюджетных автомобилей особенно чувствительны к повышению цен и часто полагаются на автокредитование, соглашается Анна Озделен.

Не сильно помогла Lada и запущенная в сентябре программа утилизации, по которой Минпромторг на этот раз жестко определил квоты для каждого автопроизводителя. И хотя для АВТОВАЗа было выделено наибольшее количество утилизационных сертификатов – на 40 тысяч автомобилей – из-за ажиотажного спроса завод исчерпал свой лимит менее чем за два месяца действия госпрограммы и был вынужден приостановить продажу автомобилей по ней. Правда, вскоре «утилизацию» было решено продлить на 2015 год, и АВТОВАЗ смог возобновить прием заказов по утилизационным сертификатам, временно исключив из прейскуранта наиболее популярные Granta и Largus, за которыми выстроились очереди. И тут возникла другая проблема – из-за резко возросшего спроса на Lada некоторые поставщики не смогли своевременно обеспечить поставки комплектующих на вазовский конвейер, что даже привело к временной остановке линии по сборке Granta и Kalina. В результате завод смог ликвидировать очереди за Granta и Largus и вернуть их в программу утилизации лишь в декабре.

Lada Granta остается самой популярной моделью на российском рынке в 2014 году. Впрочем, за 11 месяцев ее продажи снизились к прошлому году на 9,5%, до 139,4 тыс. машин, несмотря на то, что с мая эта модель стала также доступна в кузове лифтбек. Заметно подстегнула реализацию «Гранты» программа обновления автопарка – каждый второй автомобиль Lada, проданный по утилизационным сертификатам, пришелся именно на эту модель. В результате по итогам сентября и октября АВТОВАЗ смог увеличить продажи своего бестселлера на 12% и 26% соответственно. Однако из-за все тех же проблем с поставщиками в ноябре реализация Lada Granta рухнула на 17%, при этом модель утратила титул самого продаваемого автомобиля в России – впервые в истории российского авторынка им стала иномарка — Kia Rio.

Между тем в 2015 году АВТОВАЗ имеет все шансы укрепить свои позиции на фоне резкого роста цен на иномарки. «В отличие от компаний с низким уровнем локализации и импортеров стремительного повышения цен на продукцию АВТОВАЗа не ожидается. С другой стороны, для поддержания объемов продаж Lada на стабильном уровне необходимы дополнительные меры, такие как программа утилизации», – отмечает Анна Озделен. Подстегнуть продажи АВТОВАЗа в следующем году должны и перспективные новинки – Vesta и XRAY, добавляет директор сервисного центра группы компаний «Аркан» Аркадий Шматов. Производство этих моделей АВТОВАЗ планирует начать будущей осенью, а в 2016 году за ними последует и новый кроссовер Lada XRAY Cross.

Передел рынка иномарок

Пожалуй, главная интрига уходящего года сохраняется на рынке иномарок, где за пальму первенства борются Renault и Kia. Французская Renault, ставшая самым продаваемым иностранным брендом в 2013 году, сохраняла лидерскую позицию и на протяжении нынешнего года. Этому способствовал достаточно устойчивый спрос на кроссовер Duster, а также успешный запуск новых Logan и Sandero. Однако благодаря высоким продажам в ноябре Kia смогла вырваться в лидеры среди иномарок по итогам 11 месяцев. При этом преимущество корейской марки незначительное (175,5 тыс. проданных машин против 175,3 тыс. авто у Renault), поэтому исход борьбы за титул «самой продаваемой иномарки 2014 года» станет известен только в начале будущего года.

«Безусловно, мы ориентируемся на сохранение уже занятых позиций – как минимум, уверенного второго места среди иностранных брендов в России, – заявил «За рулем.РФ» управляющий директор Kia Motors Rus Артем Гусаров. – При любом развитии событий мы стремимся опередить рынок за счет обновления модельного ряда, новых специальных предложений и эффективного управления дилерской сетью. Программы по утилизации и trade-in, наши маркетинговые программы, акции – это именно то, что позволяет компании не только сократить темпы падения продаж, но и удержать их на достойном уровне. Кроме того, в настоящий момент мы работаем с минимальным повышением цен».

Почетное третье место на рынке иномарок удерживает Hyundai, которая в январе-ноябре смогла сохранить продажи практически на прошлогоднем уровне – 164,4 тыс. автомобилей (-2%). При этом бестселлер марки — Hyundai Solaris — четвертый год подряд уверенно становится самой продаваемой иностранной моделью авто в России. Сохранение лидирующих позиций Hyundai на российском рынке PR-менеджер «Хендэ Мотор СНГ» Юлия Тихонравова объясняет сочетанием грамотной маркетинговой политики с качественным и востребованным продуктом. «Кроме того, наличие таких зарекомендовавших себя моделей, как Solaris или ix35, также позитивно сказывается на общей динамике продаж, – говорит она. – В 2014 году мы представили новую версию нашего бестселлера – Solaris, что еще больше повысило интерес к этой модели. Мы уверенно заняли свою нишу и в премиум-сегменте – Equus удерживает четвертое место, обойдя японских и английских конкурентов. Немаловажным фактором является умеренная ценовая политика в течение года, а также наличие автомобилей у дилеров и ряд маркетинговых программ».

Значительно улучшила свои позиции на российском рынке Toyota, которая в этом году смогла обойти по продажам такие массовые бренды, как Chevrolet и Volkswagen. За 11 месяцев 2014 года реализация японской марки в России увеличилась на 3%, до 144,4 тыс. машин. «Успех объясняется тем, что Toyota позиционируется как бренд на стыке массового и премиального сегментов, а последний, как известно, продолжает демонстрировать динамику значительно лучше рынка. Мы делаем ставку на сегменты SUV и бизнес-седаны. 54% продаж Toyota в России в настоящий момент приходится на кроссоверы и внедорожники. Седан Camry обеспечивает 21,5% продаж бренда Toyota в России, – комментирует старший специалист по связям с общественностью «Тойота Мотор» Евгения Тетерина. – Нарастить долю на падающем рынке позволили успешные запуски новых и обновленных моделей, а также комплектаций, специально адаптированных для российских условий».

Наибольшие потери в уходящем году понесли такие массовые бренды, как Volkswagen (-20% за 11 месяцев 2014 года), Chevrolet (-30%) и Ford (-40%). Падение продаж в этом году компания Ford Sollers объясняет серьезными изменениями экономической ситуации в России, в частности девальвацией рубля, замедлением потребительской активности на рынке новых автомобилей, а также значительным падением спроса на автомобили С-сегмента. Так, продажи Ford Focus в январе-ноябре рухнули почти в 2,5 раза, а ведь эта модель по-прежнему составляет основу реализации марки на российском рынке.

Открытием года стал возрожденный альянсом Renault-Nissan бюджетный бренд Datsun, который в сентябре начал продажи в России нового седана Datsun on-DO, разработанного специально для российского рынка на вазовской платформе Granta/Kalina. Несмотря на общее падение спроса в бюджетном сегменте, продажи Datsun on-DO растут с каждым месяцем – уже в ноябре они превысили 4 тыс. машин, что сопоставимо с объемом реализации таких седанов, как Volkswagen Polo и Nissan Almera. А всего за первые три месяца продаж своих покупателей нашли более 6,3 тыс. on-DO. По словам директора Datsun в России Жерома Сего, динамичный рост продаж этой модели в первые три месяца говорит о том, что новинка постепенно занимает свое место на рынке и завоевывает интерес и доверие покупателей. «Для нас это подтверждение движения в верном направлении», – отмечает он. В начале следующего года в продаже должна появиться вторая модель Datsun, разработанная для российского рынка, – хэтчбек mi-DO.

Китайский гамбит

Китайские автопроизводители последние несколько лет устанавливали новые рекорды продаж в России, однако в уходящем году реализация китайских машин падала сильнее рынка. Лидером китайского сегмента остается Lifan, чьи продажи за 11 месяцев этого года снизились на 19%, до 19,7 тыс. авто. Российские дилеры Geely сократили реализацию на 34%, Chery – на 14%, Great Wall – на 22%.

«В любой стране на фоне общего падения рынка, в первую очередь, больше сокращается объем продаж бюджетных автомобилей. Премиум-класс и так продается, богатые могут лишь богатеть или сохранить свой статус, – комментирует генеральный директор «Лифан Моторс Рус» Сунь Цзэцзюнь. – Кроме того, текущий 2014 год начался для нас с введения утилизационного сбора, размер которого не зависел от первоначальной стоимости автомобиля. Увеличение стоимости всех автомобилей на одинаковую сумму приводит к большему процентному увеличению цены именно в нашем сегменте, где находится большинство китайских производителей. По этой же причине повышение тарифов на перевозки автомобилей сыграло также в первую очередь против нас».

По словам Анны Озделен, продукция китайских автопроизводителей рассчитана на потребителей с низким/средним уровнем дохода, которые наиболее сильно отреагировали на ситуацию в экономике. «Кроме того, спрос на некоторые китайские марки и ранее был низким. Такие марки будут вынуждены покинуть российский рынок», – полагает она.

Впрочем, пока наблюдается противоположная картина – в России появляются все новые автопроизводители из Поднебесной. Только в этом году начали или возобновили продажи легковых автомобилей такие китайские марки, как Changan, JAC, Brilliance, DongFeng, готовится к дебюту и премиум-бренд Haval. Более того, впервые за 10 лет присутствия на российском рынке автопроизводители из Китая начали инвестировать в создание собственных мощностей в нашей стране. В этом году к строительству заводов приступили Great Wall и Lifan, рассматривают такую возможность Changan, Hawtai и Haima.

Премьера кроссовера Lifan X50 на Московском международном автосалоне - 2014. Фото: Кирилл Савченко

«Китайские бренды имеют большой потенциал в России, но пока он не реализован во многом из-за того, что российские власти не очень поддерживали открытие китайских автомобильных производств в России. Теперь этот подход изменился: в уходящем году свои производственные мощности начали активно развивать ряд китайских компаний. Однако должно пройти какое-то время, прежде чем выпуск китайских автомобилей в России выйдет на полную мощность, и это скажется на продажах «китаемобилей» в нашей стране», – говорит Аркадий Шматов.

Ушли, но обещали вернуться

Пока китайский автопром продолжает экспансию в Россию, другие мировые автопроизводители покидают некогда казавшийся перспективным рынок. Так, из-за низкого спроса на свои автомобили в этом году объявили о прекращении продаж на российском рынке американская Dodge, испанская SEAT и тайваньский Luxgen. При этом в SEAT и Luxgen не исключают своего возвращения на автомобильный рынок нашей страны, который в перспективе имеет значительный потенциал роста. «Изначально спрос на SEAT, Dodge и Luxgen оставался слабым, и девальвация рубля еще больше снизила их конкурентоспособность. С другой стороны, продажи этих марок могут возобновиться с восстановлением авторынка. К примеру, SEAT уже неоднократно уходил из России», – отмечает Анна Озделен.

По мнению экспертов, из-за девальвации рубля и падения спроса свернуть продажи в России могут и другие автопроизводители, у которых нет локализованного производства в нашей стране, а объем продаж и так невелик. «Вполне возможно, что в наступающем году тяжелые времена будут у Fiat. В свое время она разругалась со своим давним российским партнером – компанией Sollers, и теперь продажи этой марки в России неуклонно снижаются», – констатирует Аркадий Шматов.

И кризис нипочем

Традиционно меньше всего кризис на авторынке сказался на продажах автомобилей премиум-класса. По итогам 11 месяцев 2014 года лидер этого сегмента Mercedes-Benz увеличил реализацию на 12%, до 45 тыс. машин. Рост продаж в этом году также показывают такие премиальные марки, как Lexus (+24%), Land Rover (+1%), Volvo (+4%) и Porsche (+19%). Одним из лидеров премиум-сегмента остается Audi, которая при общем снижении продаж отмечает рекордный спрос на ряд своих моделей.

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России

#МодельМаркаЯнварь-Ноябрь
20142013Изм. к АППГ
1GrantaLada139,405154,028-9,5%
2SolarisHyundai105,142105,1670%
3New RioKIA84,35082,8711,8%
4DusterRenault69,57675,726-8,1%
5LargusLada60,40151,36117,6%
6KalinaLada59,40359,3700%
7LoganRenault54,07346,75715,6%
8PoloVolkswagen52,52365,916-20,3%
9PrioraLada42,61452,351-18,6%
10AlmeraNissan42,22012,676233,0%
114x4Lada38,41549,409-22,3%
12NivaChevrolet36,95247,035-21,4%
13RAV4Toyota34,11436,317-6,1%
14SanderoRenault33,26939,842-16,5%
15Octavia A7Skoda33,0519,630243,2%
16ix35Hyundai31,36329,1827,5%
17CamryToyota29,94130,112-0,6%
18QashqaiNissan27,32334,304-20,4%
19SportageKia27,24630,364-10,3%
20CruzeChevrolet27,24150,106-45,6%
21New Cee'dKia27,20631,475-13,6%
22CorollaToyota25,61227,347-6,3%
23OutlanderMitsubishi24,58823,5924,2%
24FocusFord24,10459,552-59,5%
25X-TrailNissan22,25124,021-7,4%

Источник: Ассоциация европейского бизнеса

«Несмотря на кризис, некоторые модели стали более востребованными, чем прежде. Это касается седанов A3, которых мы передаем по 300 автомобилей в месяц, и иногда даже их не хватает, а также седана бизнес-класса A6, спрос на который вырос на рекордные 17%, – рассказывает глава Audi в России Ахим Заурер. – Премиальные бренды действительно чувствуют себя лучше, чем рынок в целом. Можно предположить, что наши клиенты в меньшей степени страдают от спада и обладают достаточным доходом, чтобы не снижать уровень своей повседневной жизни или снижать его несущественно. Поэтому при падении рынка легковых автомобилей на 11,6% положение Audi довольно-таки стабильно -8%. Стоит отметить, что мы, как и наши конкуренты из большой немецкой тройки, были вынуждены поднять розничные цены, что, безусловно, не может положительно сказаться на спросе. Но мы стараемся минимизировать последствия происходящих изменений для клиентов – наши цены растут, как и у всех, но значительно меньшими темпами, чем инфляция и колебания курсов».

Девальвация рубля и ожидание роста цен в 2015 году привели к всплеску продаж автомобилей премиум-класса в ноябре и декабре. А вот в наступающем году спрос на них может значительно снизиться, считает Аркадий Шматов. «В отличие от массовых иностранных автомобильных брендов, у многих премиальных марок нет своего полноценного производства в России, поэтому именно в премиум-сегменте стоит ждать серьезного скачка цен из-за девальвации рубля», – поясняет эксперт.

Новое поколение Audi Q7

Надежда на новинки

Ажиотажный спрос на автомобили в последние месяцы характерен не только для премиум-марок, но и для всего российского авторынка. По словам дилеров, покупатели буквально сметают автомобили из салонов, стремясь стать владельцем новой машины до очередного повышения цен. Между тем автопроизводители меняют прайс-листы вслед за курсом валют практически каждую неделю, а некоторые уже переписали свои ценники в условных единицах. В условиях обвала рубля ни о каких предновогодних скидках речь не идет – сейчас продаются даже неликвидные автомобили, и дилерские склады пустеют на глазах. При этом некоторые дистрибьюторы, в числе которых Jaguar Land Rover, GM и Audi, приостановили поставки дилерам до стабилизации курса рубля.

С учетом неопределенной экономической ситуации участники рынка затрудняются строить прогнозы на следующий год. По словам Артема Гусарова, факторы, влияющие на рынок, по-прежнему остаются неизменными – цены на нефть, девальвация рубля, санкции. «Мы внимательно следим за экономической ситуацией в стране и в мире, и учитываем все перечисленные факторы при планировании дальнейшей работы», – говорит он.

Сейчас ясно одно: продажи автомобилей продолжат падение, сдержать которое не поможет и утилизационная программа, продленная правительством на будущий год. Как считает Аркадий Шматов, «утилизация» по определению не смогла бы существенно поддержать спрос – выделенных сертификатов едва хватило на 5% от объема продаж по рынку. «Данная программа и ее продление в следующем году имеет в большей степени психологическое значение, которое говорит о том, что государство беспокоится за автомобильный рынок и принимает меры для его поддержки. И если падение будет еще более значительным, то возможны более существенные шаги стимулирования продаж», – рассуждает эксперт. По его мнению, снижение российского авторынка в будущем году не будет таким существенным, как в кризисном 2009-м, а составит максимум 20-25%.

«Мы готовимся к падению рынка на 30%. Лично я не исключаю еще более пессимистичного сценария, если цена евро весной составит 120 руб. Немного сгладить снижение спроса нам должны помочь новые модели, которые мы планируем вывести на российский рынок», – говорит Сунь Цзэцзюнь из «Лифан Моторс Рус».

В компании «Хендэ Мотор СНГ» также рассчитывают поддержать свои продажи в 2015 году благодаря обновлению модельного ряда Hyundai. «Мы считаем, что кризис – это всегда время шансов и надеемся сохранить лидирующие позиции. В том числе и благодаря ожидаемым новинкам – Tucson нового поколения, обновленной версии Santa Fe и новой i40. Также мы видим непрекращающийся спрос на Solaris, что поможет нам оставаться лидерами», – говорит Юлия Тихонравова.

Целую гамму премьер обещает представить в России и Audi, а наиболее важная среди них – новое поколение Q7. «В следующем году новые модели помогут нам продемонстрировать положительную динамику. Кризисы проходят, поэтому сейчас нам надо готовиться к новому подъему», – заявил Ахим Заурер.

По мнению экспертов, с учетом относительно низкого уровня автомобилизации в нашей стране и при благоприятном развитии экономической и политической ситуации российский авторынок может вернуться к росту уже в 2016 году. «Все зависит от состояния экономики. Если политическая ситуация разрешится и цены на нефть вырастут, мы можем ожидать восстановления покупательной способности», – резюмирует Анна Озделен.

Продажи новых легковых автомобилей и LCV в России

МаркаЯнварь-ноябрь
20142013Изм. к АППГ
Lada351,992417,361-16%
KIA175,491181,994-4%
Renault175,268191,215-8%
Hyundai164,396166,982-2%
Toyota144,418140,0703%
Nissan141,879128,77910%
Volkswagen114,200142,699-20%
Chevrolet109,687155,894-30%
Skoda78,22378,943-1%
Mitsubishi67,43270,318-4%
ГАЗ61,47275,014-18%
Opel58,15172,594-20%
Ford56,80794,358-40%
Mercedes-Benz44,95540,21112%
Mazda43,66738,80713%
УАЗ42,62345,188-6%
Daewoo35,35554,633-35%
BMW31,92737,888-16%
Audi31,03133,565-8%
SsangYong22,59930,787-27%
Lifan19,75324,285-19%
Land Rover19,07818,8091%
Peugeot18,98031,117-39%
Honda18,57022,676-18%
Citroёn17,73826,418-33%
Lexus17,66114,29424%
Suzuki17,33825,576-32%
Geely16,12224,26-34%
Chery15,21917,754-14%
Subaru14,92315,177-2%
Great Wall14,11818,04-22%
Volvo13,96413,4164%
Volkswagen ком.авт.11,42314,180-19%
Mercedes-Benz ком.авт.8,1064,44782%
Infiniti7,3927,733-4%
Jeep7,1674,48160%
Fiat6,7917,127-5%
Datsun6,310--
Porsche4,0303,38219%
FAW2,1644,366-50%
Mini1,5382,516-39%
Jaguar1,5051,553-3%
Seat1,4863,221-54%
Cadillac1,1671,384-16%
BAW1,0161,472-31%
Changan996--
Acura819--
Haima780326139%
Brilliance650--
Isuzu578196195%
ZAZ4813,04-84%
JAC384--
smart32817587%
ТагАЗ129359-64%
Chrysler107151-29%
Bogdan921,994-95%
Luxgen8127200%
Alfa Romeo81--
Foton636950%
Dodge26188-86%
Иж19684-97%
BYD5105-95%
Всего2,220,7512,513,240-11,6%

Источник: Ассоциация европейского бизнеса

Подпишитесь на «За рулем» в