А вместо сердца - лазерный мотор

А ВМЕСТО СЕРДЦА - ЛАЗЕРНЫЙ МОТОР

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

А ВМЕСТО СЕРДЦА - ЛАЗЕРНЫЙ МОТОР

БОЛЬШЕ ПРОТОТИПАМ НЕ НУЖНО

Когда Волька попросил старика Хоттабыча организовать телефон, тот вмиг создал точный дубликат из мрамора. Он был очень похож на настоящий, но, увы, не работал.

Создатели автомобилей вовсе не стали бы смеяться вместе с нами над непонятливым стариком, а тут же предложили бы ему баснословный оклад! Ведь прежде чем изготовить, скажем, новый двигатель, модельщики делали из дерева точную его копию, чтобы компоновщики разместили агрегаты в моторном отсеке. Такие модели изготавливались вплоть до начала 90-х годов, и занимал сей процесс около восьми месяцев при стоимости изделия... 380 000 евро!

Сегодня резчики по дереву вынуждены искать себе другое место работы: штихель уступил место лазерному лучу. Натурная модель двигателя из полиамида и эпоксидной смолы стоит "лишь" 60 000 евро и появляется в цеху уже через семь недель.

Новые технологические процессы называются rapid prototyping и rapid tooling. В первом случае речь идет о быстром (по сравнению с недавними временами) моделировании узлов и агрегатов автомобиля, во втором - о создании макетов будущей технологической оснастки для их производства. А принцип, в сущности, один: цифровые CAD-данные из компьютера "сами собой" превращаются в изделие из эпоксидной или иной плоти.

Деталь вырастает слой за слоем (каждый толщиной около 0,1 мм) из наполнителя (песок, опилки, керамический порошок и т. п.), пропитанного эпоксидной смолой. Причем затвердевают они лишь в том месте, где подверглись облучению ультрафиолетовым лазером. Им-то и управляет компьютерный "Хоттабыч". Иногда обходятся без эпоксидки. В этом случае лазерный луч просто спекает частицы пластика или даже металла. Лишнее просто... стряхивают!

Назвав срок изготовления модели в семь недель, мы взяли самый сложный пример. А чтобы сделать ручку двери будущего автомобиля, лазеру достаточно двух с половиной часов. Кстати, металлические макеты получаются столь прочными, что могут быть использованы, как работающая деталь. Так делаются картеры двигателей или кабельные каналы. Более того, с помощью смоделированных шаблонов можно даже отштамповать небольшую партию опытных "жестяных" деталей.

Так вырастает деталь-прототип.

Удаляем лишний порошок...

Подпишитесь на «За рулем» в