Не платят, но обещают
КОМПАНИИ И РЫНКИ
/АКЦИИ
НЕ ПЛАТЯТ, НО ОБЕЩАЮТ
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКЦИОНЕРА
ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
Так же как и в прошлом году (ЗР, 2000, № 7), мы решили сравнить финансовые результаты деятельности двух крупнейших российских автозаводов - ВАЗа и ГАЗа. Напомним: у ВАЗа и ГАЗа несметное число акционеров (у первого, например, свыше 215 тысяч) и каждый из них решает вопрос - расставаться ли с ценными бумагами, сохранить их или же прикупить еще?
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ В ПЕРСПЕКТИВЕ
В 2000 году АвтоВАЗ получил неплохую прибыль - 9,8 млрд. рублей (около 338 млн. долларов). Однако расходы, "отнесенные на прибыль", в том же 2000 году составили 13,6 млрд. рублей. В итоге - убытки 3,8 млрд. Дивидендов решили не платить. В то же время глава АО Владимир Каданников заявил, что в бюджете АвтоВАЗа на 2001 год "записана" прибыль 9 млрд. рублей. Значит, акционеры Тольятти могут наконец-то рассчитывать на дивиденды? Предсказывать не беремся.
Если владелец акций лишен дивидендов, на что ему надеяться? Хотя бы на то, что стоимость его ценных бумаг будет расти. Есть ли потенциал роста у акций ОАО "АвтоВАЗ"? Да - в один голос отвечают эксперты фондового рынка. Правда, сроки, когда акции начнут ощутимо дорожать, никто не называет. Сейчас за акцию ВАЗа дают 124 рубля. Год назад ее можно было приобрести за 60 рублей. Завтра ее цена вырастет до...?
Как правило, лишь акции устойчивой, растущей и перспективной компании могут повышаться в цене. АвтоВАЗ этим требованиям сегодня отвечает. Занимая доминирующее положение на отечественном рынке, он увеличил за 2000 год объем производства на 4%. В 2001-м планирует рост еще на 6,5%. В прошлом году ВАЗ вдвое увеличил поставки на экспорт, недавно успешно закончил переговоры с "Джи-Эм" о запуске в серию "Нивы-Шеви" - значит, экспортный потенциал предприятия будет существенно увеличен.
В целом по сравнению с 1999 годом Тольятти резко увеличил свою инвестиционную привлекательность (напомним, что в 1999 году убытки завода были на уровне 17 млрд. рублей). И сегодня аналитики справедливо предсказывают возможный рост ценных бумаг этой автомобильной компании. Так что избавляться от акций ВАЗа, похоже, рановато.
БУДУЩЕЕ НЕОПРЕДЕЛЕННО
Убытки ОАО "ГАЗ" за 2000 год составили 5 млрд. 695 тыс. рублей, при том, что в 1999 году завод остался с прибылью (174 млн. 400 тыс. рублей) и заплатил акционерам очень неплохие дивиденды. Откуда же убытки? Часть - как бы "из воздуха" (издержки перехода на новую форму отчетности). Другая причина - переход к иным экономическим принципам в работе - отказ от бартерных расчетов с дилерами, повышение цен на материалы и комплектующие и др.
Как бы то ни было, а в 2001 году акционеры ГАЗа дивидендов не дождутся. Есть ли перспективы? В 2000 году объем производства в Нижнем упал на 5% по сравнению с 1999 годом. На прошлом собрании акционеров руководство завода обещало наладить массовый выпуск дизелей "Штайр" и поставить на конвейер пикапы "Атаман" и новую "Волгу". Сегодня эти планы отложены на неопределенное время. Акционеры надеялись, что ясность в производственную политику ГАЗа внесет новый генеральный директор г-н Беляев. Однако, выступая перед ними в июне этого года, он ограничился общей констатацией, что "дела идут плохо".
Выпуск легковых и грузовых автомобилей в Нижнем падает (на производстве "Волги" отменена третья смена). Растет лишь программа по микроавтобусам.
РЕЗЮМЕ
В прошлогоднем обзоре (ЗР, 2000, № 7) мы отдали пальму первенства ГАЗу. В нынешнем можем отметить: положение ВАЗа выигрышнее, перспективы более зримые. Это подтверждается экономическими показателями: курсом акций, ростом (падением) производства и отчетом о прибылях и убытках.
ИЗМЕНЕНИЯ СТОИМОСТИ ОБЫКНОВЕННЫХ
АКЦИЙ АО "АВТОВАЗ" И АО "ГАЗ"
(данные AK&M-LIST)