"хотим делать нормальную технику"

"ХОТИМ ДЕЛАТЬ НОРМАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ"

ЭКОНОМИКА

/АВТОПРОМ

"ХОТИМ ДЕЛАТЬ НОРМАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ"

Дмитрий Стрежнев, Генеральный директор ГАЗа

На недавнем годовом собрании акционеров ГАЗа были подведены итоги: чистая прибыль предприятия составила 44 миллиона рублей. Вы удовлетворены таким результатом?

- Если относиться к работе завода как к сиюминутному бизнесу: три рубля потратил, три пятьдесят вернул - хорошо. Значит, мы не теряем, а зарабатываем деньги. Но все гораздо сложнее, если думать о перспективах, о том, как дело развить. Вот у нас есть "Газель" - мы на ней зарабатываем, но будущее у нее - семь, ну десять лет, потом надо что-то другое. А "Волга" и сегодня прибыли уже не приносит, ее рентабельность чуть выше нуля. Значит, с легковым модельным рядом нужно решать сейчас, чтобы через пять лет выпускать какой-то иной автомобиль. Если говорить о таких, далеко идущих планах - мы только делаем первые шаги.

- А как же стратегия, разработанная в свое время прежним руководством предприятия: "Волга" GAZ 3111, вседорожники "Атаман-1" и "Атаман-2"...

- Надо смотреть на вещи реально: GAZ 3111 вряд ли имеет шанс на массовый успех у потребителей. Очень высока цена, а главное - качество ей не соответствует. Этот автомобиль никогда не станет массовым, не заменит на конвейере нынешнюю "Волгу". В его производство, как и в освоение вседорожника, требуется вложить слишком большие средства. Впрочем, "Атаман", возможно, будет, когда деньги появятся.

- Но "Базовый элемент" (бывший "Сибал") вроде бы компания не бедная...

- Никто не будет вкладывать деньги просто так. Должны быть приличная рентабельность, хороший объем продаж, техническая перспектива. Вот с января будущего года начнем выпускать рестайлинговую "Газель" с дизельным двигателем. А через год и "Волга" будет существенно изменена по ряду характеристик: другие подвеска, стабилизатор поперечной устойчивости, иные стартер, генератор, гидроусилитель. Да, машина немного подорожает (не больше чем на 500 долларов), но зато не будет ломаться. Нашего же потребителя привлекают, прежде всего, надежность и эксплуатационные качества автомобиля. Хотя и внешность "Волги" немного изменится.

- Но ведь так долго продолжаться не может. Вы сами говорите: нужно разрабатывать новый модельный ряд, развивать производство. Для этого требуются инвестиции.

- Все разговоры в СМИ сводятся к следующему: хорошо бы сделать этакий "мерседес" и продавать его в 20 раз дешевле. Только непонятно, откуда взять для этого деньги и как вернуть потом затраты... Посчитаем: в "Волге" прибыль завода минимальна, ну, скажем, 50 долларов - это 4 миллиона в год. А одна окраска стоит 40 миллионов! Если же мы вложим 100 миллионов долларов в новый автомобиль, то сколько будем эти деньги возвращать? И потребуется вложить не 100 миллионов, а гораздо больше... Кто их даст под такую перспективу?

- Где же выход?

- Сейчас мы обсуждаем с итальянской компанией ИВЕКО, как сделать завод работающей, устойчивой фирмой. Причем, с небольшими инвестициями - в нынешних условиях только такой путь целесообразен экономически. Мы выделим в самостоятельные производства завод дизелей "Штайр" и завод грузовых автомобилей. Сделаем план развития этих дочерних предприятий ГАЗа совместно с ИВЕКО. Итальянская компания предоставит нам ноу-хау, технологии - и станет акционером этих заводов. К тому же у крупной западной фирмы больше возможностей привлечь инвестиции. Будем на промплощадке ГАЗа выпускать и "Газель", и "Соболь", развивая эти модели. Будем делать дизельный двигатель ИВЕКО и экспортировать оснащенные им автомобили...

- Ведь есть же дизель "Штайр"...

- Всем понятно, что нужен новый мотор. "Штайр" вряд ли получит широкое распространение: нет сети обслуживания, запчастей, массового производства в мире, поэтому продажа этого мотора за границу нереальна. А у нас нет подходящих условий для его эксплуатации - он требователен к топливу. Нужен более простой по конструкции двигатель и более легкий в обслуживании. У ИВЕКО такие же технические характеристики, как и у "Штайра", но он будет дешевле при массовости производства - с помощью итальянцев мы сможем его экспортировать. У них действуют договоры с рядом стран "третьего мира", а этот рынок нас тоже интересует. Тем не менее, это не означает, что мы совсем отказываемся от производства "Штайра" - со временем все решит рынок.

- А для развития легкового модельного ряда тоже будете искать иностранного партнера?

- Сейчас идут переговоры с ФИАТом. Пока ничего конкретного сказать не могу, но, надеюсь, в скором времени появится определенность. Вообще наша политика - реструктурировать ГАЗ, превратив его из монстра в группу компактных заводов, которые в состоянии эффективно работать и развиваться, находить зарубежных партнеров, выходы на внешний рынок. Это литейное производство, завод грузовых автомобилей, завод легковых автомобилей.

Через полтора-два года все наши совместные проекты должны начать действовать. А пока ближайшая цель - привести в божеский вид традиционный продукт. Для этого мы каждый месяц полтора-два миллиона долларов собственных средств инвестируем в качество.

- В общем, в ближайшее время радикальных перемен не предвидится.

- Знаете, это напоминает историю об узнике концлагеря, которого каждый день бьют и впроголодь держат, а потом дают боксерские перчатки и заставляют на потеху драться с сытым, которого месяц мясом кормили.

Наш автопром со всех сторон давят, а потом удивляются, почему наши машины хуже иностранных. Но ведь есть рынок, который создает государство: уровень доходов населения, налоги, цены на сырье. Мы же нормальные, понятные люди и хотим делать нормальную технику. Но для этого должны быть определенные правила игры. А пока, смотрите: цены на сырье, электроэнергию растут, на автомобили же мы их соответственно поднять не можем - много машин у нас можно продать только по невысокой цене. Более того: подержанные иномарки ввозят без НДС, а мы платим НДС - есть здесь логика?

- Это вы клоните к необходимости поднимать ввозные пошлины?

- Вот только не надо из нас делать кровожадных людей, которые не дают гражданам покупать восьмилетние "ауди". Я говорю лишь о том, что в государстве должны быть долгосрочные условия работы на рынке. А мы десять лет вступали в рынок по приказу - итог подведен? Все декларируемые цели исполнены с точностью до наоборот. Говорили, будет лучше, а получилось "как всегда". Говорили, будет расцвет, получился закат, говорили, будут работать - продолжают воровать. Вот теперь готовимся к вступлению в ВТО. К чему это приведет?

Это вовсе не означает, что мы ждем, когда ситуация станет для нас благоприятной и тогда возьмемся за дело. Завод работает, развивается. Есть и хорошие новости: вот выпустили для села 150 грузовиков ГАЗ-3307 с минским дизельным двигателем, соответствующим требованиям Евро II. Есть на них заказы, а если агропромышленный комплекс будет развиваться... Еще сделали своеобразный вездеход на базе БТР - знаете, в Америке есть "Хаммер"? Надеемся, эта необычная машина вызовет интерес у тех, кто работает в условиях бездорожья, у любителей экстремальных развлечений... Да и традиционная продукция предприятия становится лучше: посмотрите, как стали выглядеть "волги", окрашенные в новом комплексе. Двенадцать цветов, металлик, гарантию от коррозии кузова, говорят специалисты, можно лет на шесть давать!

Вообще, поставить ГАЗ на ноги - интересная и притом реальная задача. Очень хочется ее выполнить.

ЗАПИСАЛА ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Подпишитесь на «За рулем» в