Российский автопром отдали на откуп иностранцам
Иностранцы – в доле
Первым на участие в капитале российского автопроизводителя решилась французская Renault, которая в феврале 2008 года купила блокпакет АВТОВАЗа, а в дальнейшем в этот альянс вошел и Nissan. В июне 2014 года Renault-Nissan получил контрольный пакет в тольяттинском автогиганте через совместное предприятие с госкорпорацией «Ростех». Иностранный капитал имеется и в крупнейшем российском производителе грузовиков – в декабре 2008 года, несмотря на разразившийся финансовый кризис, немецкий Daimler приобрел 10% акций КАМАЗа. В июне 2010-го совместно с Европейским банком реконструкции и развития Daimler увеличил свою долю в КАМАЗе до 15%, причем в октябре 2014 года выкупил у ЕБРР его акции российского предприятия. Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, иностранные компании не выбрасывают денег на ветер, и уж тем более не потратят и цента на вложения в далекие, малопонятные активы за рубежом. «Поэтому если они вкладывают свои средства, то, как говорится, редко, но метко», – говорит он.
Зарубежные автопроизводители, имеющие партнерские взаимоотношения с российскими предприятиями, непременно должны участвовать в их акционерном капитале, считает руководитель практики машиностроения и транспорта A.T. Kearney в России Евгений Богданов. По его словам, наибольшую эффективность такое сотрудничество может иметь в том случае, когда осуществляется использование платформы партнера и/или совместное осуществление закупочной деятельности и/или перенос зарубежных технологий управления производственным процессом. «Поскольку каждая из трех форм сотрудничества подразумевает высокую степень зависимости одного партнера от другого, возникает необходимость контроля в том, что такое сотрудничество осуществляется максимально эффективно. Именно это и является основным стимулом участия в акционерном капитале», – поясняет Богданов.
Выгодные вложения
Несмотря на падение продаж автомобилей в последние годы, мировые концерны не отказываются от своих планов вкладывать средства в российский автопром, ведь потенциал местного рынка, в отличие от развитых стран, огромен, а значит, все инвестиции в перспективе должны окупиться сполна. Согласно прогнозу компании Frost & Sullivan, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России к 2020 году превысят 3 млн машин. Консультант департамента автомобильной и транспортной промышленности Frost & Sullivan Анна Озделен считает, что низкий уровень автомобилизации и стареющий автомобильный парк являются основными драйверами роста спроса на новые автомобили в нашей стране. Вместе с тем, этот рост временно будет сдержан геополитической напряженностью в Украине, а также ухудшающейся экономической ситуацией, которая подрывает уверенность потребителей даже в крупных городах. Однако в долгосрочной перспективе низкий уровень насыщенности российского авторынка по сравнению с Великобританией, Германией и Францией будет способствовать его росту.
«Во-первых, наш рынок еще очень неразвит, у него огромный потенциал, уровень автомобилизации населения отстает от наших бывших партнеров по Варшавскому договору, не то что от западных стран. А значит, и заработать здесь можно много, а плюс к этому и укрепить свои позиции в мире среди других автопроизводителей, – соглашается Дмитрий Баранов. – Во-вторых, входя в капитал наших компаний, иностранные автопроизводители диверсифицируют собственный бизнес, повышают его устойчивость перед возможными экономическими катаклизмами, как в глобальном масштабе, так и на отдельных рынках. В-третьих, несмотря на различные потрясения, через которые прошла наша страна, ее интеллектуальный потенциал еще не исчерпан, и наши конструкторы и инженеры способны создать уникальные технические продукты, которые могут найти применение и в технике западных концернов. Поэтому вполне логично, что иностранные компании вкладывают средства в наш автопром».
Крупнейшим автомобильным альянсом в России обещает стать консорциум АВТОВАЗа и Renault-Nissan, который ставит себе целью занять 40% российского авторынка. Как отмечает пресс-атташе Renault в России Екатерина Третьякова, сотрудничество Renault и АВТОВАЗа взаимовыгодное. «Альянс предоставляет АВТОВАЗу технологии и внедряет системы управления и производства, которые позволят тольяттинскому автозаводу выпускать продукцию на уровне мировых стандартов. АВТОВАЗ – самый крупный российский автопроизводитель – делится российским опытом и предоставляет свой большой производственный потенциал. Таким образом, все три партнера располагают общими производственными мощностями и сотрудничают во многих аспектах работы, – говорит Екатерина Третьякова. – Эта общность способствует увеличению объемов производства и, соответственно, делает совместные проекты привлекательными для локальных поставщиков, увеличивая процент интеграции. Учитывая существующий потенциал, Renault, Nissan и АВТОВАЗ ставят цель усилить синергию (платформы, закупки, НИОКР, логистика, производство) и достичь совместной доли в 40% российского рынка».
Logan в обмен на Granta
Основной вклад иностранных партнеров в российский автопром лежит в области обновления модельного ряда с использованием научно-технических разработок – создание новых моделей на базе платформ и технологий зарубежного партнера, говорит Евгений Богданов. Так, АВТОВАЗ купил у Renault лицензии на платформу В0 и двигатели, которые используются для производства универсалов Lada Largus. А КАМАЗ совместно c Daimler разработал новый магистральный тягач, для которого немецкий концерн предоставил двигатель, мосты и кабину.
Впрочем, заимствование платформ и технологий происходит не в одностороннем порядке. К примеру, компания Nissan использует вазовскую платформу Granta для производства автомобилей под своим бюджетным брендом Datsun. «Наше сотрудничество с Renault-Nissan – это не одностороннее «потребление» АВТОВАЗом новых практик и технологий – нам тоже есть чем поделиться с альянсом, у нас богатый научно-технический потенциал, – отмечают на АВТОВАЗе. – То, что платформа Granta использована для производства автомобилей под брендом Datsun, – подтверждение того, что конструкторский и инженерный ресурс АВТОВАЗа – это наша ключевая компетенция».
По словам Дмитрия Баранова, в настоящее время мировой автопром идет по пути совместной разработки базовых платформ, на которых затем каждый из производителей создает свои собственные автомобили. По этому пути стоит идти и нашим производителям, считает эксперт.
Модернизация производства
По сравнению с обменом платформами и технологиями, участие иностранного партнера в модернизации мощностей – более сложная и комплексная задача, решать которую можно, только контролируя акционерный капитал. «Тут роль иностранного партнера может заключаться в привлечении относительно более дешевого финансирования, инжиниринге (то есть разработке оптимальной структуры модернизации, выборе оборудования, снижении цен на закупаемое оборудование)», – говорит Евгений Богданов.
Так, Renault-Nissan вносит вклад в капитал АВТОВАЗа технологиями и оборудованием. На заводе была модернизирована первая сборочная линия главного конвейера под сборку автомобилей на платформе В0, а сейчас проводится модернизация третьей линии. Сегодня на совместной производственной линии B0, инвестиции в которую составили около 400 млн евро, выпускаются пять моделей автомобилей трех брендов – Lada Largus, Nissan Almera, а также новые Renault Logan, Sandero и Sandero Stepway. По словам Екатерины Третьяковой, партнерство Renault-Nissan и АВТОВАЗа направлено, в первую очередь, на производство автомобилей с общей компонентной базой. А новые методики системы производства, обеспечения и контроля качества, разработанные в альянсе, применяются на всех конвейерах АВТОВАЗа.
Еще один пример – Горьковский автозавод, который сотрудничает с Daimler, General Motors и Volkswagen. Как отмечают в пресс-службе «Группы ГАЗ», совместные проекты с ведущими международными автопроизводителями позволяют модернизировать мощности предприятия, улучшать качество собственной продукции и обеспечивать обучение персонала лучшим стандартам мировой автоиндустрии. В то же время, благодаря организации производства иномарок в формате контрактной сборки «Группа ГАЗ» может развивать свои компетенции и сохранять лидерство на рынке коммерческого транспорта.
Дали порулить
Российские автозаводы не только перенимают у зарубежных партнеров их опыт и технологии, но также нанимают иностранных специалистов и топ-менеджеров с мировым именем. Так, глава Magna International Зигфрид Вольф в 2008 году вошел в состав совета директоров ОАО «ГАЗ», и в 2010-м – возглавил этот совет. В кризисном 2009 году вице-президент General Motors Бу Андерссон возглавил «Группу ГАЗ», а по истечении контракта в конце 2013 года стал президентом АВТОВАЗа, на котором к тому времени работало уже немало именитых иностранных специалистов. К примеру, в конце 2008 года главный дизайнер Renault Энтони Грейд возглавил вазовский дизайн-центр, а в октябре 2011-го его сменил Стив Маттин, ранее работавший над дизайном автомобилей Mercedes-Benz и Volvo.
Как говорят эксперты, целесообразность приглашения иностранных топ-менеджеров в российские автоконцерны весьма сомнительна. С одной стороны, они обладают достаточно богатым опытом, с другой – не так хорошо знакомы с реалиями ведения бизнеса в России. Поэтому тут главной является, скорее, имиджевая составляющая.
На пути в мировой автопром
Между тем тесное сотрудничество российских автозаводов с иностранными концернами, общее использование платформ и обмен технологиями уже в обозримом будущем могут сделать Россию частью мирового автопрома. Причем отечественные автопроизводители вовсе не обязательно превратятся в сборщиков иномарок, а со временем могут стать центрами по разработке новых моделей, предназначенных для внутреннего рынка.
«У российского автопрома нет альтернативы – только интеграция с мировыми автопроизводителями позволит им продолжать свою деятельность в долгосрочной перспективе, – утверждает Евгений Богданов. – Основной причиной необходимости такой интеграции является ужесточение конкурентной борьбы – у российских автопроизводителей недостаточно масштаба для того, чтобы окупать инвестиции, необходимые для постоянного обновления модельного ряда, разработки новых моделей автомобилей и современных технологий».
Сегодня нельзя существовать обособленно, интеграция необходима, соглашаются на АВТОВАЗе. Работа с альянсом Renault-Nissan для АВТОВАЗа – это путь развития, новые подходы, методики, технологии, выход на принципиально иной уровень качества и организации бизнес-процессов, отмечают на предприятии.
При этом, как считает Евгений Богданов, речь не идет о превращении России в площадку исключительно для сборки автомобилей. «На мой взгляд, собственные модели разрабатываться будут хотя бы по причине необходимости адаптации зарубежных разработок к российским условиям, – рассуждает эксперт. – В любом случае, разработанные в России новые модели автомобилей будут и должны быть основаны на платформах партнеров или с широким использованием элементов таких платформ. В противном случае кооперация не будет иметь экономического смысла. По мере увеличения продаж в России и накопления опыта сотрудничества с зарубежными автопроизводителями нельзя исключать и того, что в будущем разработка новых платформ, особенно низкобюджетных автомобилей, будет осуществляться в России».
В дальнейшем российский автопром постепенно будет превращаться в автопром западного типа, то есть будет заниматься только разработкой и сборкой автомобилей, соглашается Дмитрий Баранов. «Все комплектующие наш автопром будет закупать у соответствующих компаний, он почти полностью избавится от непрофильных активов, модельный ряд будет обновляться с той же периодичностью, что и у ведущих мировых автопроизводителей, – говорит аналитик. – Безусловно, улучшится качество, технические характеристики и потребительские свойства будут такие же, как и у иностранных автомобилей». Россия уже достаточно давно интегрирована в мировой автопром, о чем свидетельствует и сотрудничество отечественных производителей с ведущими мировыми автоконцернами, и открытие в нашей стране заводов ведущих мировых марок и поставщиков комплектующих. «Будем надеяться, что этот процесс продолжится и в дальнейшем», – заключает Баранов.