Автопилотируемые машины и Россия: сойдемся ли характерами?
Рекламные ролики на эту тему давно разбрелись по Сети. Уважаемые немецкие герры свои выводы уже сделали. Так, глава Союза немецких автопроизводителей (VDA) Маттиас Виссманн убежден, что в ближайшем будущем автопилотируемые машины будут сами кататься по парковке в поисках свободного места, а также расплачиваться за нее и следовать на зов хозяина. Следующий шаг – автострады.
Глава подразделения разработок Audi Ульрих Хакенберг настроен более решительно: дескать, мы отстаем! И если завтра в Германии не разрешат автопилотируемые машины, то послезавтра вперед вырвутся США, Великобритания и… правильно, КНР!
Действительно, американцы уже разрешили кое-где тест-драйвы автономных машинок. Кстати говоря, речь идет о немецких прототипах… Недавно подопытная Аudi А7 самостоятельно проехала 900 км от научного центра в Силиконовой долине до электронной выставки CES в Лас-Вегасе. И не секрет, что техническая возможность автопилотирования будет отработана раньше законодательной базы. Mercedes-Benz уже показал в Лас-Вегасе автономный прототип F015 luxury in motion: на дороги он сможет выйти в следующем десятилетии. Основные технологии уже созрели для серийного производства.
Кстати, компания Allianz поторопилась застолбить страхование таких автомобилей. Очень интересно, как страховщики будут оценивать свои риски: ведь вместо «талантов» разгильдяя-водителя придется взвешивать компетентность инженера-электронщика, программиста-айтишника и китайца-сборщика!
Хорошо это или плохо? По мнению того же Хакенберга, очень хорошо, поскольку основной причиной внедрения автономного вождения он считает безопасность. По его словам, 90% всех ДТП происходит вследствие человеческого фактора. А коли так, то гуманизм заставит законодателей в ближайшие 5-10 лет выпустить такие машины на автобаны. А еще лет через пять – и на городские улицы.
Возвращаясь к немцам, отметим, что новая Audi A8 сможет ездить автономно со скоростью до 60 км/ч. Через 3–3,5 года будет готова серийная система с максималкой в 140 км/ч. И конечно, подобная электроника найдет свое место и в более доступных моделях. А потому на дороги выйдут автомобили-роботы. И масштабы связанных с этим перемен перевешивают все связанное с новыми гаджетами и прочими телевизорами. Как уже перевесили их на последней выставке бытовой электроники CES в Лас-Вегасе автомобили с автопилотом и Интернетом.
Мы в России пока что не воспринимаем это всерьез. Потому что отлично понимаем: любой автопилот на наших дорогах неизбежно свихнется. Ему подавай разного рода правильные разметки, знаки и прочие признаки цивилизации. Однако есть куда более интересный нюанс.
Судите сами. Разного рода темпоматы, поддерживающие скорость на заданном уровне, появились давно – механические, потом электронные. Затем роботы научились оценивать дистанцию, обрели возможность тормозить. Сейчас они активно учатся рулить. Но что они будут делать на обыкновенном российском шоссе, если какой-то добрый человек вдруг вылетит на обгоне тебе в лоб? Мы-то ко всему привычные и будем драться за жизнь до последнего: например, крутанем руль и уйдем в кювет! А вот автопилот этого делать точно не станет. Пилить по скучному автобану, когда хозяина клонит ко сну – это пожалуйста, а вот при нештатной ситуации автопилот сможет только замигать лампочками, запищать и т.п. – в общем, позвать хомо сапиенса на помощь! Если не проснешься – остановит машину. Только вот успеет ли расслабившийся водитель отнять у робота руль?
Кстати, тут же проглядывается хакерский мотив. Почему бы не швырнуть не нравящийся тебе автомобиль с моста в Яузу или еще куда? Напомним, что в редакции журнала «За рулем» была вредная Lada Priora, руль которой периодически начинал крутиться сам – и только водитель мешал ему пакостить.
Теперь пару слов насчет городов. У них в городах быстро давно никто не ездит, а потому и серьезной аварийности, в общем-то, нет. Там погибают именно на шоссе – из-за скоростей и невнимательности: то есть как раз от того, от чего автопилот может избавить. Усталость, сонливость и т.п. У нас же другая статистика несчастных случаев из-за городских гонок на выживание. Наш город – сплошная нештатная ситуация. А потому руль надо брать самому.
И в городе, и за городом. Если, конечно, где-то не оборудуют образцово показательную трассу – эдакий аттракцион. Может быть, ею станет новая М-11?
Но в целом будущее вполне понятно. Автопилотируемые машины и их радары не боятся ни дождя, ни тумана, ни темноты. Камеры могут работать в ИК-диапазоне – в общем, это надежнее зрения. Компьютер фактически превратился в маленькую флешку – это уже не тот ящик с вентиляторами под столом и телевизором перед носом. Поэтому уже в ближайшее время придется менять главный постулат Венской конвенции 1968 года. Дескать, «водитель обязан постоянно контролировать свой автомобиль». В прошлом году ООН внесла дополнение: «Автономные системы допустимы, если они могут быть отключены водителем в любой момент». Отсюда следует, что даже в автономном авто водителю пока придется иметь права.
Но хуже другое: если все автомобили потихоньку обретут подобные «мозги», то платить за этот самый автопилот все равно придется. Вне зависимости от того, будешь ты им пользоваться или нет.