Ускользающий гольф-класс: почем нынче масс-маркет
В это трудно поверить, но обзор автомобилей гольф-класса стоимостью до миллиона рублей – седанов, хэтчбеков и универсалов – мы делали в октябре 2014 года. Тогда было из чего выбирать. Взяв сегодня те же самые автомобили в тех же комплектациях, видим, что за каких-то три месяца рынок успел кардинально поменяться.
В конце 2014 года, стремясь удержать падающие продажи, дилеры боролись за клиента, разрабатывали «вкусные» дисконтные программы. Предложениями купить автомобиль со скидкой пестрели рекламные щиты на дорогах и стикеры в метро. Со своей стороны, правительство решило поддержать автопроизводителей и инициировало программу вывода из оборота подержанных авто. Общими усилиями рынок продаж удалось немного расшевелить.
Но после «черного понедельника» 15 декабря курс рубля по отношению к доллару и евро стал стремительно падать: наша валюта обесценивалась стремительнее, чем в кризисном 2008-м. Реакция впавших было в ступор россиян не заставила себя долго ждать: люди ринулись спасать свои сбережения, пытаясь вложить деньги во все, что только можно. На автомобильном рынке произошел коллапс: к дилерам выстраивались гигантские очереди из жаждущих купить автомобиль. В декабре российские продажи легковых и легких коммерческих автомобилей побили все рекорды предыдущих лет и составили 270 653 единицы (данные АЕБ).
Но бесконечно долго по старым ценам автомобили, особенно импортируемые, продаваться не могли, и автопроизводители стали пересматривать прайс-листы, цифры на которых росли как на дрожжах. При этом мало кто решился резко скорректировать стоимость машин согласно изменившемуся курсу. Большинство меняло цены по нескольку раз в месяц на 3-5%.
На сколько подорожали автомобили гольф-класса? Для наглядности мы свели в таблицу цены относительно спокойного октября 2014 года и постлихорадочного января 2015 года. Стоит напомнить, что курс евро в конце октября был около 54 руб., сейчас он подскочил до 76 руб., то есть рост составил 41%.
Цены на автомобили гольф-класса
(данные с официальных сайтов автопроизводителей по состоянию на октябрь 2014 года и 26 января 2015 года)
Некоторые компании не выдержали и решили скорректировать цены согласно падению рубля, сразу на 40 и более процентов. Яркий пример – Chevrolet Cruze подскочил в цене в зависимости от типа кузова на 45-48%. До подорожания его предлагали за 618—687 тыс. руб., а если учесть еще и скидки, выходило чуть более 570 тыс. руб. Но и при этом продажи не блистали: за 2014 год Chevrolet потеряла 30% от объема продаж 2013 года. На что можно надеяться? На то, что курс рубля упадет еще и подорожание не будет казаться столь большим.
Такому же сценарию последовала и братская марка Opel. Самая продаваемая модель Astra у немцев подорожала в среднем на 40%. Наши читатели уже отреагировали на недавнюю новость об изменении прайс-листа Opel: «Пока, опель и шевроле, скучать не будем точно», «Прощай, «Опель», нам будет тебя не хватать!», «Вангую: число дилеров «Опеля» сократится за 2015 на 40-50%».
Еще одна тактика – повышать цены часто, но на небольшой процент. Так, компания Renault заявила о подорожании модельного ряда в январе в среднем на 3%, но мягко скрыла, что с ноября цены уже взлетели на 18-23%. За новый Sandero Stepway, который появился в ноябре по цене от 485 тыс. руб., сейчас просят не меньше 577 тыс. – плюс 19%!
Есть и те из автопроизводителей, что выбрали выжидательную тактику. Они немного скорректировали цены и пока торгуют остатками 2014 года. Мы обзвонили несколько автосалонов Kia и Hyundai, их менеджеры в один голос утверждают, что новые машины 2015 года выпуска появятся только в марте, тогда стоит ждать и новых цен на эти машины. Та же история и с хэтчбеками Honda Civic, которые отсутствуют в дилерских центрах: автомобили 2015 года выпуска появятся в марте — вместе с новыми ценами.
Такая ситуация характерна для всего рынка: распродаются остатки, и если есть машины 2015 года, то заказать их можно с фиксированием цены, только если срок поставки не более двух недель.
Цены растут повсеместно, а вот зарплата большинства россиян не увеличивается, и тенденций к ее росту пока нет. В таких условиях как минимум первую половину года мы будем наблюдать пустующие автосалоны и падение рынка как в 2009 году – на 40-50%. Для большинства дилеров основной задачей на этот год станет не продажа машин, а банальное выживание на рынке — лишь бы хоть как-то дотянуть до подъема спроса на новые автомобили. Кто-то сможет выжить за счет торговли подержанными машинами, рынок которых, возможно, не так пострадает.
Глава Nissan в России Филипп Сайяр в беседе с «За рулем.РФ» высказал мысль, что одним из важных аспектов станет работа на рынке подержанных автомобилей. Это тот сегмент, который в России еще не до конца освоен.
Судя по неопределенности, творящейся на рынке, многие автопроизводители еще не определились с ценами на машины. Хотя автомобилей 2014 года осталось очень мало, везде параллельно указывается стоимость машин 2014 и 2015 годов выпуска. Зачастую цены на 2014 год уже скорректированы в б ольшую сторону. Возможно, это сделано для маневра, чтобы привлечь клиента, предлагая ему автомобиль по прошлогодней цене. Так, еще недавно самый доступный для российского покупателя автомобиль Daewoo Matiz 2015 года производства стоит уже 396 тыс. руб. Цена, прямо скажем, заоблачная. Модель прошлого года выпуска дешевле лишь на 66 тысяч. Если кто не помнит, еще в ноябре малолитражка стоила 254 тыс. руб. Вот и считайте: 30% она уже прибавила в декабре, и, судя по таблице, это стандартное подорожание. И в январе еще +20%, а это уже сверхбонус, означающий, что дилеры спокойно могут первые месяцы торговать по ценам 2014 года и не быть в убытке.
Тем, кто хочет купить автомобиль, можно посоветовать дождаться хотя бы осени, когда уже будет понятен тренд рынка. Если курс валюты упадет, можно будет надеяться на значительные скидки, как в конце 2009 года. Есть шанс дождаться бонуса в 200-250 тыс. руб., правда, весьма призрачный.