Мост под бурным потоком
/СТИХИЯ
МОСТ ПОД БУРНЫМ ПОТОКОМ
ПАВОДОК В ЮЖНОМ ОКРУГЕ УНИЧТОЖИЛ СОТНИ КИЛОМЕТРОВ ДОРОГ
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
ФОТО / СЕРГЕЙ ПОДКУЙКО
Еще долго, наверное, будут выдвигать самые разные версии (их уже немало), почему вдруг в конце июня 2002 года тихая река Кубань и еще десятки мелких речушек в одночасье вышли из берегов, и в девяти регионах Северного Кавказа случилось - нет, не паводок, не наводнение, не сель... Как назвать трехметровый водяной вал, который пронесся, подобно шквалу, от горного Дагестана до равнин Адыгеи, сметая все живое и неживое на своем пути? Не нашли пока такого определения ни те, кто это пережил, ни те, кто просто пытался об этом рассказать...
А пока - надо спасать людей, восстанавливать дома, дороги и мосты. Разрушения огромны. По самым первым подсчетам, разбушевавшаяся стихия уничтожила 665 км автодорог, 205 мостов.
Восстановительные работы начались сразу же, как только схлынула вода. К середине июля уже удалось восстановить 270 км автодорог, 38 мостов. И это при том, что бюджетное финансирование еще не было открыто - подрядные организации ведут восстановительные работы за свой (!) счет...
В оперативный штаб
Росавтодора по ликвидации чрезвычайной ситуации в Южном округе ежечасно, как из районов боевых действий, поступают сводки.
Краснодарский край: из 61,8 км разрушенных территориальных дорог восстановлено 55,1 км, из 26 мостов - 13.
Ставропольский край: все дороги восстановлены, открыто движение по девяти из десяти разрушенных мостов.
Республика Адыгея: обеспечено движение по всем дорогам.
Республика Дагестан: из разрушенных 180,1 км территориальных дорог восстановлено 133,1 км. Продолжающееся наводнение не позволяет приступить к ремонту и восстановлению 32 мостов...
Карачаево-Черкесия: из разрушенных 87,2 км территориальных дорог открыто движение по 54,5 км. Погода и условия пока не позволяют приступить к ликвидации последствий стихии (разрушено 39 мостов) - отрезанными остаются 16 населенных пунктов...
Завершены проектные работы по восстановлению моста через Кубань у Невинномысска (пока транспорт пустили по однополосному армейскому мосту). Средств на восстановление всех разрушенных объектов, естественно, не хватает, и временные переправы из армейских надвижных мостов наводят на нескольких реках Карачаево-Черкесии, Дагестана и Ингушетии. Работы - круглосуточно.
- Сегодня, глядя на самоотверженный труд дорожников, я убедился лишний раз: наши люди способны решить любую, в том числе и нерешаемую задачу, - сказал первый зам. министра транспорта РФ - руководитель Государственной службы дорожного хозяйства Игорь Слюняев после очередной поездки в зону стихийного бедствия. - Подрядные организации, не способные работать в экстремальных условиях, заменяем. А если кто попытается извлечь выгоду из тяжелейшего положения и чрезвычайной ситуации - не обрадуется. Ответит сполна.
...Вода спадает, но очень медленно - где-то на 10 см в сутки, где-то на семь, обнажая остатки того, что совсем недавно было домами, сельхозугодьями, мостами. Сколько еще придется сделать, чтобы превратить эти земли снова в цветущие! Трудно поверить, что в какой-то сотне-другой километров отсюда идет обычная жизнь, а на побережье Черного моря - праздник, отдыхают люди... Жизнь не заканчивается.