Окно в европу
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/СТРОИМ - ЛАТАЕМ
ОКНО В ЕВРОПУ
ДОРОГИ СЕВЕРО-ЗАПАДА: ЧТО ПЛАНИРОВАЛИ И ЧТО ПОЛУЧИЛИ
ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО
Наверное, не надо объяснять, что такое Северо-Западный регион в экономике России. Тут и крупнейшие предприятия, и незамерзающие порты Балтийского и Баренцева морей, и месторождения полезных ископаемых... Ну, а о том, что именно здесь прорубленное Петром I "окно в Европу", и говорить не приходится. Только вот без нормальных дорог ни сам регион, ни "окно" полноценно функционировать не могут. Это яснее ясного.
Чем мы располагаем на Северо-Западе? Общая протяженность всех автомобильных дорог на территории округа - около 109 тыс. км, плотность сети - 45,4 км на 1000 км2 и 5,30 км на тысячу жителей. Это превышает показатели по стране в целом (соответственно 34,5 и 4,07 км), к тому же дороги с твердым покрытием составляют 88,4% от общей протяженности. Таковы плюсы. А минусы? Четверть федеральных дорог постоянно работает здесь в режиме перегрузки, отсутствуют обходы крупных городов - Санкт-Петербурга, Вологды, Пскова, Петрозаводска. Короче, нынешняя сеть дорог никак не удовлетворяет нужды региона.
Нельзя сказать, что тут вовсе не велось дорожного строительства. За последние пять лет в округе ввели в эксплуатацию 3620 км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 356 км федеральных). Но это - не более чем капля в море...
Чтобы обеспечить нормальное функционирование региона и в первую очередь развитие экономики, до 2020 года потребуется построить и реконструировать около 3 тыс. км дорог и 3,7 тыс. погонных метров мостов в рамках федеральной дорожной сети, а также более 10 тыс. км дорог и 16 тыс. метров мостов - в территориальной. Поскольку на все это денег, как обычно, не хватает, в программе "Автомобильные дороги" определены приоритеты по срокам завершения строительства - объекты, где работы уже начались или начнутся в ближайшие год-два.
Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (на фото).
Строительство и реконструкция подъездов к портам в Финском заливе на территории Ленинградской области.
Строительство дорожных объектов Северного транспортного коридора по направлениям Северо-Запад-Урал (дороги Санкт-Петербург-Вологда-Пермь, Котлас-Никольск-Урень).
Реконструкция магистрали вдоль западной границы России на территории Ленинградской и Псковской областей со строительством обходов городов Гатчина, Луга и Псков.
Особое внимание дорогам Калининградской области, как региону с обособленным геополитическим положением.
Главной головной болью по-прежнему остается сооружение кольцевой дороги вокруг северной столицы. Через исторический центр города в сутки проходят свыше 10 тыс. транзитных автомобилей, в том числе большегрузных - огромная нагрузка. В октябре 2001 года открыто рабочее движение по первому пусковому участку кольцевой автомобильной дороги от Приморского до Выборгского шоссе протяженностью 19,3 км, после чего работы были приостановлены. Да и как можно вести их без проекта?
И вот проектные работы завершены. Сметная стоимость дороги снизилась с 66,22 до 45,08 млрд. рублей, а первая очередь (так называемое "Восточное полукольцо") будет сдана в эксплуатацию не в 2003 году, как предполагалось ранее, а в 2005-м. Как ни странно, это очень хорошо: первый, досрочно пущенный участок КАД, не пережил первую же зиму и ныне... закрыт для проезда.