"жигули" десятой модели
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/МИФЫ
"ЖИГУЛИ" ДЕСЯТОЙ МОДЕЛИ
ВО ЧТО ОБХОДЯТСЯ НАМ НАШИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ
ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН, МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН
РИСУНКИ / НИКОЛАЙ РАЧКОВ
Говорят, настоящий ученый - тот, кто заблуждается по всем правилам. Взять хотя бы Эйнштейна. Великий физик держал в доме двух собак - одну побольше, другую поменьше, а чтобы они свободно бегали на улицу, сам проделал в двери два отверстия - большое и маленькое. Когда его спросили, для чего маленькое, гений надолго задумался, но так и не смог ответить...
По неизвестным науке причинам иные заблуждения обладают какой-то притягательной силой - одни из них нам вбивали в головы с детства, другие мы успешно сочиняли сами.
ЧТО ИЗМЕРЯЮТ
В АМПЕР-ЧАСАХ?
В аккумуляторах, политике и футболе разбирается каждый мужчина - не так ли? Тогда попробуйте ответить на простой вопрос: на сколько хватит автомобильного аккумулятора емкостью 55 А.ч, если его будут разряжать магнитола и четыре динамика с суммарным током потребления 5 ампер. Сколько получилось, 11 часов? Ответ НЕПРАВИЛЬНЫЙ. И вовсе не потому, что кто-то не умеет считать. Если помните, электрическая емкость измеряется в фарадах. А то, что измеряют в ампер-часах у аккумулятора - емкость при 20-часовом режиме разряда. Это означает, что для изделия, на котором написано 55 А.ч, эта цифра окажется справедливой только (!) при его разряде током 2,75 А в течение 20 часов. Если разряжать батарею меньшим током, она, условно говоря, будет вести себя как аккумулятор с большей емкостью, а вот если ток окажется больше - очень быстро загнется. Скажем, при прокрутке двигателя стартером вместо арифметических 15-20 получится не больше 1-2 минут.
Именно по этой причине за час-полтора удовольствия от громкой музыки при неработающем моторе приходится расплачиваться полностью разряженным аккумулятором. Кстати, в "правильных" справочниках пишут, что емкость аккумулятора не измеряют, а лишь оценивают (!) в ампер-часах.
"ДЕСЯТКУ"
МАСЛО ПОГУБИЛО
Некоторые телевизионные передачи чуть ли не ежедневно сообщают нам об авариях с участием загадочных автомобилей, например, "десятой" модели "Жигулей". Или не знают коллеги, что "Жигули" - это заднеприводные VAZ 2101...2107, или считают это пустяком - называют же у нас любое игристое вино шампанским, а любой светокопировальный аппарат - ксероксом.
Так-то оно так, да не ровен час, может оказия случиться. Скажем, приходит человек в магазин и просит моторное масло для "Жигулей". Продавец честно выдает ему грязную канистру с бурой жидкостью и надписью на этикетке "Масло моторное, М6з12Г1". Покупатель уточняет, можно ли ЭТО заливать в "Жигули", и, получив утвердительный ответ, приговаривает к смерти мотор своей новенькой "десятки". Грустно? Видать, не все то "Боинг", что летает.
СКОЛЬКО ЕДЕТ "ВОЛГА"
О заоблачных возможностях наших любимых машин, в особенности их спидометров, говорит такой пример из жизни. Ехали как-то вместе на юг два простых отечественных автомобиля - "Ока" и "Самара". На очередном перекуре водитель едущей сзади "восьмерки" с удивлением и легким укором говорит водителю "Оки": "Тебе, друг, не кажется, что для такой "козявки" 140 км/ч - это слишком быстро?" Выясняется, что в то время, как спидометр "Оки" показывал "110", "Самара", не торопясь, ехала сзади на "140" (к слову, у груженой "Оки" фактическая максимальная скорость не превышает 120 км/ч). Не удивительно, что водитель той же "восьмерки" умудрялся на МКАДе разогнать свой героический аппарат до 180 км/ч (при фактической "максималке" 155). И это не предел. Иные владельцы "волг" с 406-м мотором разгоняются по спидометру аж до 200.
В действительности же для достижения 180 км/ч "Самаре" потребуется мотор мощностью около 115-120 л.с., а "Волге" для 200 км/ч - двигатель с "табуном" в 200-210 голов. Аэродинамика эмоциям не подвластна.
"СИНТЕТИКА" РАЗЪЕДАЕТ САЛЬНИКИ
Согласитесь, странно как-то получается. В мире делают все более качественные масла, все меньше загрязняют ими окружающую среду, все реже надо их менять в двигателе. А попав в Россию, вся эта современная продукция начинает "разъедать" сальники. Да, некоторые компоненты "синтетики" активнее по отношению к резине, чем хорошие минеральные масла. Но, во-первых, далеко не всегда это распространяется на готовый синтетический продукт, а, во-вторых, различия эти можно уловить только в хорошо оборудованной лаборатории.
Откуда тогда слухи? Синтетическое масло обладает лучшей смазывающей способностью и лучшей текучестью, и потому через дырявое уплотнение его на самом деле вытекает больше. В общем, "разъедает" оно, только когда уплотнения не в порядке.
ИНОМАРКИ НЕ ЛОМАЮТСЯ
Людей, достойных лучшей доли, но вынужденных ездить на немолодых отечественных машинах, порой посещает безобидное на первый взгляд заблуждение - есть, мол, автомобили, которые совершенно не требуют к себе внимания. Ездишь на них год-другой-третий, забот только - бензин заливать. И - ни рубля лишних затрат: здорово!
Возможно, со стороны это выглядит так, но... К каждому автомобилю прилагается сервисная книжка, где точно указано, когда посещать станцию технического обслуживания. Надо полагать, не только для того, чтобы угостить владельца машины "кофеем". Если, к примеру, замена тормозных колодок предусмотрена после 40 тысяч километров пробега, ремня генератора - после 60, тормозных дисков - после 80, а шаровых опор и сайлент-блоков - после 100 тысяч, то будьте, как говорят, любезны - деньги на бочку. Иномарки сильны своей "предсказуемостью" как раз потому, что их педантично обслуживают согласно инструкции, а не когда гром грянет.
ВЕРНУТЬ СВОЕ
Есть такая приятная штука, как гарантия. Однако и с ней деньги тратить приходится. Напомним, что парочка недорогих редакционных иномарок "Клио" и "Нексия" скушала за год и 50 тыс. км пробега 25 и 43 тысячи рублей соответственно (ЗР, 2002, № 7). Мы не считаем, что это много. Можно, конечно, купить машину, только чтобы ездить. При этом за год-два без каких-либо профилактических работ бедняга доходит до ручки - наступает пора ее продавать. А тот, кто купит, будет отдуваться по полной программе, оплачивая не только за себя, но и за того парня - предыдущего владельца. Порядок цифр при этом меняется очень заметно. Так, прожившая в редакции всего полгода "Превия" съела... $4000 (ЗР, 2002, № 7), хотя машина хорошая и надежная. Просто мы купили ее после нескольких хозяев и обслуживали по всем правилам. А теперь, когда пришла пора продавать, попробуй вернуть свое! Ведь никого не убедишь, что ты обслуживал машину лучше всех - объявления в газете выглядят одинаково...
Только ли перечисленным ограничиваются наши заблуждения? Конечно, нет. Многие и по сей день пытаются увеличить мощность, устанавливая раструбы на выпускную трубу или омагничиватели на бензопровод. Спорят в курилках, на какой передаче достигается максимальная скорость и можно ли сэкономить, переведя мотор на "80-й" бензин. Да мало ли...