Роковой штифт
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/МАСТЕРСКАЯ
РОКОВОЙ ШТИФТ
ПОЛОМКА КРОШЕЧНОЙ ДЕТАЛЬКИ ОБЕРНУЛАСЬ СЕРЬЕЗНЫМ РЕМОНТОМ МОТОРА
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ ВАЙСМАН
Отдав полжизни автосервису, многие неисправности досконально изученных "жигулей" и "самар" вычисляешь с ходу. Порой машина еще катится к нашим воротам - а диагноз ставим уже по звуку. Едва хозяин открыл дверь, ему уже говорят: "Цепь, башмак и успокоитель заменим за пару часов...". Или наоборот - еще не видя автомобиля. Посетитель только заикнется насчет тугого руля, уже знаем - перед нами очередная жертва рекламы "усиленных" шаровых опор. "Заезжай, браток, есть и белебеевские, и немецкие - зачем превращать машину в тренажер?.."
Но случаются и дефекты, о которых далеко не каждый автовладелец что-нибудь слышал. Нам же, мастерам-профессионалам, нельзя о них не знать и тем более не уметь устранить.
Хотя бы раз в год кто-нибудь притащит "Жигули" с провернутой звездочкой распредвала. Вот последний случай: VAZ 21053 1985 года выпуска, пробег всего 90 тыс. км, владелец - образцовый дачник - не выезжает из гаража с октября по апрель. В прошлом году на машине заменили распределительный вал, после чего она пробежала всего 3 тыс. км - и внезапно, без предварительных симптомов, "кончился" мотор. Машина спокойно шла по трассе - и вдруг двигатель разом, практически без посторонних звуков, смолк: перестал работать - и был таков! Отмечу любопытное наблюдение владельца: передача оставалась включена, а неработающий мотор почти не тормозил, как это бывает при отказе зажигания - машина довольно хорошо ехала накатом! (Забегая вперед скажу, что причина для этого была.)
Остановившись, наш дачник с завидным оптимизмом попытался запустить двигатель. Стартер легко проворачивал коленвал, но этим дело и ограничилось. Не идет! К счастью, хозяин был не из числа горе-умельцев и ничего более серьезного не натворил - не стал на дороге разбирать мотор. Всегда радуюсь, когда получаю машину хотя бы с полным комплектом жиклеров в карбюраторе... Так отловить первопричину поломки гораздо проще.
Выслушав рассказ бедолаги, сняли клапанную крышку. Видим привычную картину: цепь движется, а распредвал стоит. Причина как на ладони: на торце звездочки распредвала пустое отверстие из-под штифта. Выворачиваем болт, снимаем звездочку - в отверстии фланца распредвала виднеется обломок штифта (см. фото). Штифт не срезало, как мягкую заклепку или гвоздь, а слегка согнуло и разорвало. Причина не столь загадочна, как иному может показаться, - она известна со времен первых "Жигулей". По неопытности, а скорее по разгильдяйству слесарь ставил звездочку с перекосом. Лень было повернуть коленвал и ослабить цепь, чтобы совместились оси штифта и отверстия в звездочке - вот он и напрессовывает ее, невзирая на перекос, и натужно вращает штатный болт. Пытаясь к этому насилию приспособиться, штифт испытывает сильный изгиб, но его металл термообработан для повышения твердости, поэтому, бывает, сразу же ломается. Это, между прочим, полбеды! Куда хуже ситуация, когда штифт только треснет. В этом случае его "доломают" переменные силы, действующие на распредвал при работе, но когда это случится, неизвестно. Что дальше? Распредвал, лишенный привода, остановится, а те клапаны, что останутся в открытом положении, от ударов поршней согнутся. После этого машина катится, пока хватит выбега, а там и буксирный трос пора доставать. Приехали! Теперь мотору нужен серьезный ремонт.
Вот и с "пятеркой" моего клиента вышло то же самое. Сняв головку блока, мы обнаружили, что из восьми клапанов уцелели два - им посчастливилось остаться закрытыми. (Вот почему мотор не создавал сопротивления!) Остальные пришлось заменить, а в придачу - три направляющие втулки, расколотые при сгибе клапанов. Новый штифт выточили из легированной стали и запрессовали в гнездо распредвала. Клиент заплатил за работу 1400 рублей - такова цена спешки неизвестного нам нерадивого механика.
Из этой истории может извлечь урок каждый, кто самостоятельно обслуживает машину. Обязательно ослабляйте натяжение цепи перед установкой звездочки. В одних случаях для этого достаточно утопить шток натяжителя, в других (если цепь и башмак новые) можно снять натяжитель с мотора. Звездочка - без перекоса, просто от усилия руки должна надеться на распредвал и прижаться к привалочной плоскости фланца. Если же идет туго - еще раз проверьте соосность штифта и отверстия и, только добившись этого, допрессовывайте болтом, прилагая к ключу минимальное усилие. Окончательно затягиваем болт положенным моментом 4,2-5,1 кгс.м, после чего важно не забыть о завершающей операции: загибаем край стопорной шайбы на грань головки болта. Теперь можно быть уверенным, что узел неприятных сюрпризов не преподнесет.
В отверстии на фланце распредвала виден остаток срезанного штифта.
Кромка отверстия в звездочке замята - это сделал штифт в момент поломки и проворота деталей.