Уаз меняет поступь
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/МОДЕРНИЗАЦИЯ
УАЗ МЕНЯЕТ ПОСТУПЬ
"ШИРОКИЕ" МОСТЫ ДЛЯ НОВОГО СЕМЕЙСТВА
ТЕКСТ / ЮРИЙ ЧИРКАЕВ,
КБ ВЕДУЩИХ МОСТОВ ОАО "УАЗ"
С нынешнего года часть машин семейства 3160-3162 ульяновского завода выпускают с измененными мостами. Самое заметное их отличие - увеличенная с 1445 до 1600 мм колея, что благотворно сказалось на внешнем облике автомобиля. Новые мосты - как и прежние, "узкие" на модели UAZ 3160 - неразъемные и во многом повторяют их конструкцию, но у переднего появились нововведения.
Конструкция. Средняя часть, за исключением полуосей, осталась неизменной. Шкворни поворотного кулака теперь заканчиваются сферическими шарнирами и опираются на вкладыши в шаровой опоре. Поверхность шкворней и зажимных втулок - коническая. Новая конструкция позволяет эффективно устранять возникающие в паре трения зазоры, что выгодно отличает ее от прежнего узла. (Там износ цилиндрических поверхностей втулки и шкворня компенсировали, создавая натяг в осевом направлении.) Несколько упростилось обслуживание узла.
Внутри поворотного кулака установлен шариковый шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) типа "Бирфильд". Конструкция хорошо знакома по "самарам" и "десяткам", с той разницей, что здесь шарнир защищен не гофрированной резиной, а куда надежнее - металлом опоры и кулака, как того и требуют условия эксплуатации. Новый ШРУС позволил увеличить максимальный угол поворота передних колес до 32° против прежних 26-27°, что улучшило маневренность машины. Это особенно важно для удлиненных модификаций UAZ 3162.
Обслуживание. Новые шкворни не требуют периодической смазки, в отличие, кстати, от старых, а следовательно, здесь нет пресс-масленки.
Изменилась регулировка затяжки шкворней поворотного кулака (на практике это приходится делать не чаще чем каждые 30 тыс. км). При износе сферических поверхностей вкладышей или шкворней образуется зазор вдоль общей оси шкворней (завод регулирует их с преднатягом). Зазор устраняют подтягиванием зажимной втулки специальным ключом, который входит в комплект инструмента. Выбрав зазор, ключ доворачивают на 10-20°, чтобы создать предварительный натяг: усилие здесь весьма значительное. Гайку шкворня затем затягивают моментом 80-100 Н.м.
Если по тем или иным причинам поворотный кулак разбирали, при сборке надо особо обратить внимание на правильное взаимное положение шаровой опоры и корпуса поворотного кулака, исключив большие смещения сферических шарниров. Перед установкой в узел конические поверхности и резьбу зажимных втулок, "сферы" шкворней и вкладышей смазывают "Литолом-24". Зажимные втулки завинчивают, пока шкворни не упрутся во вкладыши с обеих сторон так, чтобы размеры А и Б расходились не более чем на 0,2 мм. Затем втулки затягивают поочередно с каждой стороны, наращивая крутящий момент через 20-30 Н.м до величины 200-250 Н.м. Полости над втулками заполняют также "Литолом-24", после чего затягивают гайки шкворней.
На собранном узле неравенство размеров А и Б не должно превышать 0,2 мм, зазор в шкворнях не допускается, а момент поворота шаровой опоры (или корпуса кулака) в любую сторону должен быть 10-15 Н.м при отсоединенных тягах и снятом шарнире и уплотнении поворотного кулака.
ШРУСы не требуют регулировок в эксплуатации, а при разборке необходимо применять смазку ШРУС-4 или ШРУС-4М. Выполняя обслуживание автомобиля, нужно следить за состоянием регулировочных болтов, ограничивающих угол поворота колес, чтобы последний не превышал 31-32°.
Перспективы. Пока внедрение "широких" мостов сдерживается возможностями производства, однако, надо полагать, со временем колея 1600 мм станет единой для всех УАЗов. Уже в этом году часть машин на разъемных мостах типа "Тимкен" с колеей 1445 мм будет оснащена новыми ШРУСами, а неразъемные "узкие" мосты моделей 3160 и 3162 комплектуются ими полностью.
Поворотный кулак UAZ 3160 с колеей 1600 мм: 1 - ступица с тормозным диском; 2 - корпус поворотного кулака; 3 - зажимная втулка; 4 - шкворень; 5 - вкладыш шкворня; 6 - ШРУС; 7 - шаровая опора.