Полный форсаж
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/ДРАЙВ
ПОЛНЫЙ ФОРСАЖ
НА СТАРТ ВЫЗЫВАЮТСЯ УЛИЧНЫЕ ГОНЩИКИ
ТЕКСТ / АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ
НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ
Когда едешь по улице Косыгина, мимо главного здания МГУ, видишь на асфальте свежие следы автомобильных покрышек - почти как в Монако после гонок формулы 1. Следы обновляются ежедневно, вернее, еженощно: с некоторых пор Воробьевы горы стали местом сбора уличных гонщиков.
Еще несколько лет назад любители "оторваться" со светофора и представить не могли, что скоро эта забава будет собирать тысячи болельщиков, а в очереди на старт выстроятся и "Порше", и старенький "Рено", и вазовская "десятка". За океаном гонки на четверть мили с места (дрег-рейсинг) давно известны. В заезде одновременно стартуют две машины. Финишируют на огромной скорости. Для таких соревнований строят специальные автомобили - дрегстеры. Нечто похожее, но с участием "заряженных" модификаций серийных автомобилей часто именуют стрит-рейсингом.
Идея подобных гонок в России возникла лет пять назад. Энтузиасты сами разыскивали владельцев спортивных машин, приглашали их стартовать в заездах. Но только после выхода на экраны американского боевика "Форсаж" (Fast and furies), с "чумовыми" автомобилями в главных ролях, качество перешло в количество: сотни пацанов ринулись доказывать свою "крутизну" на тупиковых набережных Москвы-реки, пригородных шоссе, а то и просто первых попавшихся улицах с ровным асфальтом. На следующий день результаты заездов обсуждались в Интернете.
Серьезная переделка автомобиля по карману немногим и зачастую "тюнинг" здесь - это пластиковая обвеска с непременным спойлером на багажнике, красные брызговики, широченные низкопрофильные шины, а еще "спортивный" руль и блестящая насадка на глушитель. Приверженцы "стиля НЛО" разоряются на жиклеры омывателя с синей подсветкой и люминесцентные трубки по контуру кузова. Следующий уровень - прямоточная выпускная система. Без доработки самого двигателя она не дает заметной прибавки в мощности, зато весьма ощутимую - в звуке выхлопа. Один круг по двору - и тебя надолго запомнит весь дом.
Впрочем, на смотровой площадке Воробьевых гор немало и "серьезных" аппаратов: форсированные до 130- 140л.с. шестнадцатиклапанные "десятки", редкие БМВ-635 и словно сошедшая с киноэкрана тюнинговая " Тойота Супра" с 670 (!) "лошадьми" под капотом. Машины съезжаются к восьми-девяти вечера, а через час-другой здесь теснее, чем на вокзале в час пик. Стихийные гонки начинаются прямо в проездах, ведущих к МГУ. Соперников выбирают по договоренности, кто-то из болельщиков заключает пари. Длится все это недолго - машины ГИБДД перегораживают улицу. На площадке и прилегающих проездах порой набирается больше тысячи машин, и организаторы уводят колонну за город - на какое-нибудь пустынное шоссе.
ПО НОЧНОМУ ГОРОДУ
В Москве уже несколько "клубов" таких фанатов со своей атрибутикой, интернет-сайтами. "Лига уличных гонок" - наиболее известный из них - имеет отделения в ряде городов России. Ее лидеры разрабатывают регламент соревнований, ведут переговоры с правительством Москвы о строительстве специального трека и в будущем году планируют даже провести всероссийский чемпионат по дрег-рейсингу. Участники заездов "Лиги" платят взнос в зависимости от класса автомобилей. В самом популярном - "уличный русский" (любые отечественные автомобили) - 200-300 рублей. Победители заездов в своем классе получают призовые, обычно от 5 до 15 тысяч рублей.
У других организаторов - другие правила. Скажем, собирают по 100 рублей с каждого автомобиля, а деньги идут на клубные нужды. Сами же заезды - на интерес, при этом пари между зрителями не возбраняются. Еще вариант: с автомобиля берут по 50 рублей, независимо от того, стартует он или нет, зато гоняться можно сколько угодно.
Место гонки, как правило, заранее не объявляют и самое сложное здесь - не потеряться в дороге. С "Лигой" проще: в головной машине - радиовещательная станция на частоте 97,5 FM, весь маршрут колонну ведут по радио. С другими - надежда только на "аварийку": по негласной договоренности ее включает вся колонна. Иногда поток мигающих автомобилей растягивается на пол-Москвы, удивляя припозднившихся водителей и пешеходов. Большинство "гонщиков" едут в колонне спокойно - по Правилам, но не все. Кто-то пытается начать соревнование уже в пути.
СТАРТ
За полчаса перегороженное организаторами пустынное шоссе становится одновременно и паддоком, и трибуной, и гоночной трассой. В этом есть свой шарм, но и немалый риск. Зрители так плотно обступают машины участников, что организаторы, не жалея громкоговорителей, без устали объясняют одно и то же: стартующие с пробуксовкой автомобили опасны - их может занести и на сухом асфальте. Но полностью расчистить трассу перед несущимися автомобилями не удается: болельщики свято полагаются на свою реакцию и мастерство водителей.
Впрочем, большинство из них не знает ни имен участников, ни особенностей их машин. Да это и не важно. Главное - настроение! Победителя (возвращаясь, он включает "аварийку") приветствуют дружными криками, проигравшего - свистом. Порой заезды продолжаются до самого утра. А завтра на интернет-сайтах можно увидеть списки победителей и проигравших.
КУДА СМОТРИТ МИЛИЦИЯ?
Остановить колонну из нескольких сотен машин, пусть и растянувшуюся по шоссе, - задание для Таманской дивизии. В ГИБДД это хорошо понимают и ограничиваются подобием контрольных функций. Прибывший на место ночной гонки под Зеленоградом наряд ДПС вскоре удалился с пожеланием хорошего отдыха и напутствием: "Только в город не въезжайте!" Так же ведет себя и московская милиция: в городе - никаких гонок, за МКАД - пожалуйста. С подмосковными блюстителями порядка, видимо, договориться легче.
Глядя на тонированные "десятки", визжащие покрышками в поворотах, вспоминаешь кадры из "Дорожного патруля": "выехал на полосу встречного движения, не справился с управлением, не приходя в сознание...". Говорят, редкая тусовка на Воробьевых горах обходится без ДТП - такие вот университеты. Увы, боевая раскраска и толстый глушитель не добавляют мастерства, а полутора литров под капотом вполне достаточно, чтобы переехать в мир иной.
Другая опасность - зрители на трассе. Пока все обходилось малой кровью. Но ставка на везение - только до поры до времени, как в русской рулетке.
Не будем делать скидок на то, что желание тысяч молодых людей участвовать в гонках, готовить к ним технику само по себе похвально, не станем уповать на то, что "парные" гонки где-то уже не стихийные, а организованные - автоспорт даже с эпитетом "уличный" требует строгих рамок - трасс, трибун, регламента, безопасности. Мы не готовы давать рецепты, как это сделать в каждом городе - на то есть местная власть. Но озаботиться этой проблемой пора. Вряд ли в восторге от вечерних вторжений на улицы жители городов, вряд ли нравятся водителям встречи с армадами автомобилистов на шоссе. Если не подумать об этом сейчас, конфликтов не избежать.
Как бы сегодня ни относились к стрит-рейсингу - это уже явление, которое "закрыть" не удастся. "Уличные гонки" стремительно завоевывают российские регионы - они проходят в Самаре, Туле, Владимире, Новосибирске, Владивостоке, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Ростове, Нижнем Новгороде, Казани, Калининграде, но при этом вызывают к себе разное отношение.
Как вы относитесь к "уличным гонкам"? - с таким вопросом мы обратились к нескольким москвичам.
Владимир, водитель такси: "Пару раз видел колонну автомобилей с "аварийкой" на дороге в Шереметьево. ГИБДД их не трогает, а я бы эти сборища запретил. Толку от них все равно никакого, только людям спать мешают".
Николай, водитель "скорой": "Я не против гонок, но не на дорогах же их устраивать! Да и что там за гонщики? Я таких каждый день в "Склиф" вожу, только немногим, видать, наука на пользу. На встречную выскакивают, подрезают постоянно. По-моему, откровенные хулиганы".
Валентин, VAZ 2109: "О гонках знаю понаслышке, но с удовольствием съездил бы посмотреть. Конечно, на дорогах хамства хватает, но, думаю, эти соревнования здесь ни при чем".
Вероника и Наталья, студентки МГУ: "Здесь очень хорошие ребята, общительные, веселые. Много красивых автомобилей. Каждый вечер - как праздник, и, кстати, никаких драк. Приезжают иногда разные психи, показать, какие они "крутые", но ненадолго - неинтересно им с нормальными людьми".
Мнения разные. Как примирить их?
"Труба иерихонская".
На старт вызываются...
Два...
Один...
Старт!
Вечером здесь собираются сотни машин.
Стартовать может каждый.
Самый популярный класс - "уличный русский".
Трибуны для зрителей - обочина и шоссе.
НАША СПРАВКА
В Соединенных Штатах под названием "стрит-рейсинг" подразумеваются гонки "уличных", то есть серийных легковых автомобилей. В подавляющем большинстве проходят они на специальных трассах - в каждом из штатов США десятки автодромов с дорожками под разные виды состязаний. В крайнем случае, по договоренности с владельцами используются рулежные дорожки и взлетные полосы небольших аэродромов. Самый же большой естественный автодром для любителей - идеально ровное дно соляных озер. Наиболее известное из них - Бонневилл - принимает за сезон тысячи энтузиастов быстрой езды.