Моноклассы правят бал

МОНОКЛАССЫ ПРАВЯТ БАЛ

СПОРТ

/КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ

МОНОКЛАССЫ ПРАВЯТ БАЛ

И СТАНОВЯТСЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ГОНОЧНЫМИ СЕРИЯМИ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

ФОТО / ЮРИЙ ТЮРИН

То, что происходит ныне с главной дисциплиной автоспорта в России, иначе как лихорадкой не назовешь. Команды рождаются, завоевывают лавры и... исчезают. Распадаются или, в лучшем случае, уезжают выступать за рубеж. Классы машин, год-два назад признанные "лучшими", "нужными" и "самыми интересными", теряют свои позиции - их место занимают другие.

Стоит ли удивляться, что нынешний чемпионат России выглядит неполноценным. В четырех зачетных группах (формулы 1600 и 3, "Туринг" и "Супертуризм") не набирается и 40 участников. Зато как расцвели моноклассы, где все пилоты выступают на одинаковых машинах. В одном только "Кубке Лады" стартует нынче по 35 гонщиков на каждом этапе.

Логика очевидна. Приносящие чемпионские титулы БМВ и "даллары" дороги, содержание их влетает в копеечку. Ненамного дешевле "заряженные" "десятки" из "Супертуризма", к тому же они еще и ломаются. Остро стоит проблема надежности и в формуле 1600, где давно нет новых машин - чаще увидишь собранную из двух старых. Вот и ринулись гонщики туда, где дешевле. Годовалую "восьмерку" "Кубка Лады" с серийными шинами можно купить за пять тысяч долларов. Это по карману не только богатым москвичам! Не случайно, наверно, "Кубку Лады" присвоили статус "Национальная гоночная серия". К середине лета лидировали в ней Виталий Петров из Выборга, рязанец Сергей Долин и тольяттинец Олег Лапшин - широкая география.

С опозданием на год (против обещанного) вышел на гоночную арену монокласс формула-"Русь". Машины эти созданы нашими инженерами на производственной базе фирмы АККС и укомплектованы 2-литровыми моторами "Альфа-Ромео". Порядок пока таков: гонщик арендует на гонку автомобиль, причем в "комплект" могут войти и обученные механики. Ориентирована формула-"Русь" на пилотов начинающих. Схожая система и у монокласса " Фольксваген Поло". Разница в том, что машины готовят в Германии и российский "Кубок Поло" проходит под патронажем немецкого концерна.

Для "Поло" это уже второй сезон. "Ошибки прошлого" учтены - к стартам в шестиэтапной серии не допускают гонщиков опытных и маститых. Борьба пошла на равных. Мало того, на маленьких "поло" провели первую в России настоящую четырехчасовую гонку на выносливость. На "Невском кольце" - по-прежнему лучшей нашей трассе - стартовали 12 экипажей (в сумме 33 водителя!), победу одержала команда "Визави" в составе опытных англичанина Ричарда Кея и москвича Рустема Терегулова. Однако они всего на круг опередили трио - Сергея Хабарова, Владимира Чарчияна и Максима Травина, начавших гоночную карьеру в прошлом году.

Возможно, со временем появится еще один кузовной монокласс, помощнее и подороже - " Хонда Сивик". Тем не менее, судя по всему, в российском "кольце" понемногу отходят от принципа "побеждают большие бюджеты" в сторону "равных возможностей". Говорят, лихорадка на самом деле - не болезнь. Может, это и так, особенно когда за несколько лет пытаются преодолеть путь, пройденный европейскими "гоночными странами" за полвека.

Зрелищность заездов "VW-Поло" обеспечивает не только техническое равенство, а еще азарт и недостаток опыта начинающих пилотов.

Формула-"Русь" на стадии "раскрутки", но садиться за ее руль не стесняются такие мастера, как чемпион страны Михаил Ухов.

Подпишитесь на «За рулем» в