Легенды и мифы "буччали"
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
/БЫЛОЕ
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ "БУЧЧАЛИ"
БРАТЬЯ АНЖЕЛО И ПОЛЬ-АЛЬБЕРТ НЕ ОБМАНЫВАЛИ - ОНИ ВЕРИЛИ В СОБСТВЕННЫЕ ФАНТАЗИИ
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Скандал разразился неожиданно. Знаменитый американский коллекционер Вильям Харра решил внимательней приглядеться к своему бесценному приобретению - огромному шасси "Буччали-Дабл Хьюит" с уникальным 16-цилиндровым двигателем. По разным оценкам, мощность его достигала 155-170 л. с. Легко представить чувства Харры, когда он обнаружил, что красавец мотор, десятки лет будораживший воображение коллекционеров, всего лишь... муляж. История попала в газеты. Поль-Альберт Буччали, которому в ту пору было уже за восемьдесят, не стал опровергать очевидное, но при этом уверял, что автомобиль с легендарным V16 все-таки был и даже ездил! Вот только по ряду причин этого никто не помнит...
Братья Буччали начали строить автомобили ровно 80 лет назад, а спустя всего лишь десять лет марка канула в историю. Первая треть двадцатого века - отнюдь не древние времена. Однако легенд, слухов, домыслов, связанных с "Буччали", вполне хватило бы на загадачную историю из тьмы веков. Начать с того, что свой первый автомобиль с трехлитровым двигателем "Балло" Анжело и Поль-Альберт представили в 1919-м... но ни фото, ни достоверных технических характеристик этой машины не сохранилось.
Братья Буччали (во Франции их фамилия звучала как "Бюксиали") - сыновья итальянца, разбогатевшего на производстве ярмарочных шарманок (по другой, более благородной версии - на орга'нах). Они обосновались во Франции, выгодно вложив отцовский капитал в акции и, как и многие представители золотой молодежи, увлеклись автогонками. В те годы местные микрочемпионаты проходили чуть не каждую неделю.
Братьев не устраивали чужие автомобили. И в 1922-м на старт в Булони они вывели оригинальный "Бук" с двухцилиндровым двухтактным мотором "Виолет". Дебют был успешным: Анжело и Поль-Альберт заняли третье место и еще больше поверили в свои силы. Через год из ворот небольшого завода на авеню Гамбетта в пригороде Парижа Курбевуа вышел "Буччали-АВ1" - переработанная спортивная модель предыдущего года с четырехцилиндровым мотором мощностью около 39 л. с. Машина развивала 135 км/ч и пришла к финишу первой. Это окончательно определило путь Буччали: строить автомобили, причем - "самые-самые".
Поль-Альберт и Анжело увлеклись экспериментами, бросаясь от одной оригинальной идеи к другой, пробуя разные двигатели и пытаясь их совершенствовать; начинали строить новый прототип, не доведя до ума предыдущий. Наконец, в 1925-м появился пригодный для серийного производства "Буччали-АВ4-5" с итальянским мотором СКАП мощностью 42 л. с. По сути, эта модель оказалась единственной серийной. Сделали также спортивную 70-сильную версию АВ4Е. Наладив выпуск этих машин, можно было безбедно жить, но братьев захватила новая страсть - передний привод.
Буччали вдохновил успешный опыт американца Гарри Миллера (ЗР, 2001, № 12). Слава его переднеприводных гоночных автомобилей, которым не было равных на треках США, докатилась до Европы. Братья нашли и единомышленника - конструктора Эдмонда Массипа, работавшего раньше в фирме "Лятиль-Уник". Кстати, под маркой "Лятиль" переднеприводные автомобили, в том числе грузовики (!), делали еще в начале века.
Уже в 1926-м на Парижском автосалоне выставили два "Буччали-TAV" (от "траксьон авант" - передний привод). Схема повторяла гоночные "миллеры" - коробка передач и дифференциал перед двигателем, очень низкий пол, полностью независимые подвески. Словом, машины произвели сенсацию на выставке, между тем образцы-то не были ходовыми!
Годом позже на салоне показали доработанный вариант, который, по воспоминаниям Жана-Альберта Грегуара, тоже не ездил. Впрочем, знаменитый конструктор мог быть необъективен - в то время он доводил свою переднеприводную "Тракту". А "Буччали" 1927 года поразила даже искушенных спецов. Полуоси проходили в трубе, выполнявшей функцию верхнего рычага подвески. Горизонтальный цилиндр с резиновыми подушками и поршнями с двух сторон заменял рессоры и амортизаторы. Огромные колеса сделали из магниевого сплава. Передние тормоза были электромагнитными, задние - механическими с усилителем. В роскошном фирменном каталоге красовались кузова знаменитого парижского ателье "Лабурдетт".
Парижский кутюрье одел шасси и следующего "Буччали" - образца 1928 года. Под огромным капотом выставочного экспоната стоял рядный восьмицилиндровый мотор. На другой автомобиль поставили американский шестицилиндровый "Континенталь". Двигатель развивал всего 55 л. с., хотя реклама уверяла, что автомобиль достигает 130 км/ч.
Понемногу машины все-таки продавали и не просто богатым, а очень богатым клиентам, видимо, не желавшим огласки, - имена история не сохранила. Впрочем, вскоре продажи замерли - начался экономический кризис. В 1930-м братья повезли один автомобиль в Нью-Йорк. Буччали искали там партнеров, вели переговоры с руководством компаний "Пирлесс" и "Ракстон", но у американцев хватало своих проблем - великая депрессия.
В 1930-1932 гг. продали всего пару десятков машин с 85- и 90-сильными "восьмерками" "Континенталь". Кузова делал теперь прославленный кузовщик Саучик (выходец с Украины, до переезда во Францию - Савчук). Не просто понимая, а чувствуя стиль братьев, он создал неповторимый облик "Буччали" - огромные, соразмерные колесам, крылья, большущие, близко посаженные фары, вытянутый силуэт. Боковины капота длиной с семейную малолитражку украшали фирменные аисты. Кстати, аист здесь - не подражание знаменитой эмблеме "Испано-Сюизы". Поль-Альберт Буччали, как и отец испано-швейцарской фирмы Марк Биркигт, во время войны служил в эскадрилье легендарного пилота Гинемэ, а на ее аэропланах были нарисованы аисты. Так что обе фирмы, по сути, имели равные права на пернатого.
Кризис кризисом, но в 1930-м на стенде "Буччали" появился очередной шедевр - то самое шасси, которое много позже попало в руки американского коллекционера. Пресловутый макет V16 сделали из двух восьмицилиндровых "континенталей", соединив их в общем картере. На гладкие полированные поверхности был нанесен "мороз" - неглубокий рельефный орнамент. Перед мотором стояли два радиатора и пара вентиляторов.
В каталоге вновь рекламировали роскошные кузова. Один из принаряженных автомобилей стоял на стенде. Но под его капотом, очевидно, была все-таки "восьмерка". В памяти очевидцев два шедевра слились в один... и V16 "поехал". Легенда, скорее всего, пошла от самого Поля-Альберта, и через несколько десятков лет, когда ему было уже за восемьдесят, он сам, наверное, верил в то, что когда-то существовала шикарная машина, летевшая по шоссе благодаря мощному V16...
Предзакатный "Буччали-ТАV12" оснастили 12-цилиндровым 125-сильным мотором "Вуазен". Мощный бесклапанный агрегат работал очень тихо, но не устраивал братьев повышенной дымностью. Сделали всего несколько машин. А в 1933-м на Парижском салоне стенда "Буччали", ставшего для публики своего рода магнитом, уже не оказалось. История марки закончилась. Автомобиль классической компоновки с 45-сильным мотором "Матис", построенный в 1936-м, у преданных поклонников "Буччали" вызвал лишь грустные воспоминания.
Обычно пишут, что братья построили 151 автомобиль (из них 38 - переднеприводных), но даже эта, более чем скромная цифра кажется завышенной. Остались старые плохонькие фотографии (на одной из них, словно желая доказать потомкам, что машины все-таки ездили, Поль-Альберт возле ТАV30 где-то между Парижем и Ниццей) да редкие экземпляры, время от времени всплывающие на престижных ретро-шоу. Автомобильные гурманы рассказывают при этом о баснословных ценах - седан ТАV12 недавно продали, говорят, за 800 тысяч долларов - и надеются стать свидетелями гордого выезда одного из раритетов... "Ах, обмануть меня не трудно!... Я сам обманываться рад!"
"Буччали-15 СV" 1927 года.
Кузов спорт-торпедо на шасси "Буччали-TAV8" давал ездокам ощущение максимального слияния с природой.
На модели TAV8 стояла 85-сильная "восьмерка" "Континенталь".
Кабриолет ателье "Саучик" "Буччали-TAV30" со 130-сильным двигателем.
Один из последних "Буччали-TAV30" - версия 1932 года.