Автобус «Газель Next» и грузовик «Газон Next»: колеса для бизнеса
Автобус построен на платформе малотоннажного автомобиля «Газель Next». На его основе разработчики соорудили корпусную надстройку, отвечающую современным нормативам по пассажирской безопасности, остановившись на каркасном принципе постройки кузова. Такое решение обеспечивает высокую степень свободы при проектировании и достаточную жесткость кузова. Это позволило добиться не только хорошей управляемости и устойчивости автомобиля, но и вписаться в нормы Правил ООН по безопасности, прочности конструкции и пассажирского салона на крепление сидений, а также травмобезопасности оборудования.
Во время теста дело до травм не дошло, но ходовые испытания автобуса проходили с изрядной долей экстрима. Инструкторы даже умудрялись проходить трассу нижегородского кольца в управляемом заносе, веером преодолевая повороты. Эти издевательства пассажирская «Газель Next» выдерживала стойко.
Журналистская братия в это время исполняла роль законопослушных пассажиров – собирали и передавали водителю плату за проезд, оценивали удобство посадки, входа-выхода и движения по салону, высота которого в 1900 мм позволяет перемещаться в полный рост. А первая ступенька расположена от земли всего в 340 мм. Основная дверь шириной 550 мм не создаcт препятствий людям нормального телосложения. Но тем, кто крупный, протиснуться будет сложнее.
В день презентации стоял мороз, а внутри было тепло как в тропиках: кроме основного отопителя есть дополнительный, мощностью 5 кВт. Если и этого покажется мало, можно заказать независимый обогреватель (5 кВт).
Порадовало и качество внутренней отделки – даже придирчивому взгляду не за что было зацепиться.
За рулем долго осваиваться не пришлось – эргономика достойная, несмотря на отсутствие регулировки колонки по вылету. Зато потребовалась привычка на каждой остановке открывать пассажирам дверь. Но даже если и забудешь ее закрыть при трогании, электроника сделает это за тебя.
Под капотом «Газели Next» установлен 2,8-литровый турбодизель Cummins (121 л.с.) китайского производства. Экономичная и тяговитая «четверка» отвечает нормам Euro 4, а ее настройки для городской (индекс А64R42) и междугородней (А63R42) версий различаются.
Мотор работает в паре с модернизированной 5-ступенчатой «механикой», отличающейся повышенным ресурсом и максимальным моментом в 330 Нм. Автобусы прошли полный комплекс сертификационных испытаний, в результате которых на модели усилили подвеску и задний мост, усовершенствовали систему выхлопа, снабдив ее сажевым фильтром. А в тормозную систему вживили ABS, адаптированную компанией Bosch. Получился современный и экономичный, безопасный и недорогой автобус.
При проектировании «Газона» нижегородцы исходили из четырех основных принципов: эргономика, функциональность, надежность и низкая стоимость владения. И это не пустой звук. Буквально за каждым из этих столпов стоит огромная работа и нескромные затраты – инвестиции в проект «Газон Next» составили более 2,3 млрд докризисных полновесных рублей.
Грузовик получился весьма привлекательным. Но салон удивил еще больше. Наконец-то наш автопром позаботился о человеке, сидящем за рулем, обеспечив ему невиданный до этого комфорт.
Благодаря большой площади остекления и огромным лопухам боковых зеркал у Next хорошая обзорность. В машине не два, а три посадочных места, включая водительское – оно теперь подрессорено и обладает шестью регулировками и поясничным подпором. Его изготавливает компания TIS, а производительную и весьма эффективную климатическую установку – Delphi.
К слову, у «Газона Next» около 20 поставщиков с мировым именем. А в базовой комплектации грузовика имеются подогрев сидений, электростеклоподъемники, обогрев зеркал и круиз-контроль.
Что касается функциональности, то грузоподъемность возросла до 5 т. А кроме стандартной трехместной кабины предлагается двойная, вмещающая до семи человек. С такой кабиной «Газон Next» идет только с удлиненной колесной базой, которую, в свою очередь, можно заказать и с базовой одинарной кабиной. Горьковчане также добились хорошей проходимости и оптимально настроили подвеску. Грузовик адекватно управляется, надежен в поворотах и на прямой, в чем я лично убедился на том же нижегородском кольце.
Для «Газона Next» предусмотрен новейший турбодизель ЯМЗ-5344 с аккумуляторной системой Common Rail (от Bosch), адаптированной под российское топливо и суровые зимы. «Четверка» при объеме 4,43 л выдает 149 л.с. и 490 Нм крутящего момента. Причем электрооборудование мотора и бортовой сети унифицировано на 12 В. Коробку передач перетряхнули полностью и увеличили ее ресурс, установив манжеты от Rubena и Simrit, подшипники Schaeffler и SKF. Усилия при переключении передач снизились благодаря синхронизаторам Oerlikon Graziano. Правда, мне иногда приходилось едва ли не всем телом опираться на рычаг МКП, чтобы воткнуть нужную ступень. С непривычки, наверное.
В конструкции Next удивило широкое внедрение передовых технологий и «ноу-хау», правда, это привело к использованию импортных комплектующих. Ведь далеко не все российские поставщики смогли обеспечить требуемое ГАЗом качество. Так, на всех колесах стоят дисковые тормоза с антиблокировочной и протибуксовочной системами (ABS и ASR) производства Bosch. Рулевое управление и сцепление поставляет немецкая фирма ZF, гидропривод сцепления – LuK, тормозную систему – Wabco, система охлаждения – от TRM, карданная передача – от Spiser… В результате весь этот комплекс мер увеличил надежность и обеспечил низкие затраты владения.
Итог
Сергей Федоров, редактор:
– Последний раз я был так же горд за свою страну в 2008 году, когда футбольная сборная России вышла в полуфинал ЧЕ, обыграв Нидерланды со счетом 3:1. А сейчас – автобус и грузовик с приставкой Next заставили радоваться за родной автопром. Автомобили удивили современной конструкцией, скрупулезной сборкой, достойной эргономикой и, надеюсь, высокой надежностью. Можем, когда захотим… Или когда заставят?