"ока"
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ
/АВТОПАРК ЗР
"ОКА"
МОДЕЛЬ / СеАЗ-11113
ИЗГОТОВИТЕЛЬ / СеАЗ
ГОД ВЫПУСКА / 2002
В ЭКСПЛУАТАЦИИ "ЗА РУЛЕМ" /
С АПРЕЛЯ 2002
ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА /
1600 КМ
ТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ
До недавнего времени выбор у покупателей серпуховских автомобилей был небогат. Варьировались лишь панель приборов, сиденья да бамперы, черные или в цвет кузова. Но лед, кажется, тронулся. У нас образец из партии автомобилей, собранной для изучения спроса. Новый вариант "Оки" - с электровакуумным приводом сцепления (ЭПС) и новыми сиденьями. По прогнозам заводчан, такая машина может привлечь интерес покупателей. Понравится она тем, кто хочет автомобиль с "автоматом", и, разумеется, инвалидам.
ДВЕ ПЕДАЛИ
Третья - сцепления - становится ненужной, так как усилие в приводе создает вакуумная камера, соединенная тросом со штатным механизмом выжима. Электроника его вовремя выключит и плавно включит, при необходимости - притормозит двигателем. Водителю остается только переводить рычаг переключений передач в нужное положение. И ногам просторнее - нет "лишней" педали.
О конструкции системы и ее особенностях мы уже рассказывали (ЗР, 1999, № 7; 2001, № 12). Разработчики на этом образце специально сохранили ножной привод сцепления. Значит, оба варианта легко сопоставить - ведь дело происходит на одной и той же машине. Щелкнул клавишей на панели приборов, и можно по старинке качать педаль.
При первом знакомстве особой разницы в поведении машины не чувствовалось - необкатанная, она уверенно держалась в общем потоке при любом варианте управления. С включенным ЭПС при спокойной езде сцепление работает нормально, однако при интенсивном разгоне и быстром переключении передач оно часто буксует из-за медлительности исполнительного механизма. Автомобиль при этом заметно дергается.
Нужна привычка и при переходе с высших передач на низшие. Выбрать момент переключения будет удобнее, если автомобиль оснастить тахометром или ввести цветные секторы на спидометре. Возникли проблемы с четвертой передачей: несколько раз сцепление не включилось при разгоне. Приходилось уходить на третью и только через нее опять на четвертую. Возможно, это связано с плохой регулировкой - точнее узнаем при ближайшем ТО.
Есть еще беда: с ней столкнулись, когда оценивали ездовые качества на полигоне в Дмитрове. "Оке" с двумя пассажирами и включенным ЭПС не удалось тронуться на 30-процентном подъеме. А ведь по Правилам на такой крутизне легковушка должна пройти путь не менее двух длин своего кузова. В обычном варианте "Ока" этот трюк выполняет легко.
МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ
Новые сиденья эффектно изменили вид салона - он стал благороднее и представительнее. У передних - высокие спинки, на подушке выдвижной подколенный упор (три положения, максимум - 50 мм), развитая боковая поддержка, механизмы регулировки наклона и откидывания спинки, аналогичные "восьмерочным". У заднего только сменили обивку, а выступы на спинке скорее обозначают посадочные места, чем работают подголовниками. Иначе для складывания дивана при перевозке груза их пришлось бы делать съемными. А это - лишнее неудобство. Еще один недостаток - развитая боковая поддержка и низкая подушка затрудняют выход из салона.
Передние сиденья ниже и тверже штатных. Возможно, поэтому ремень безопасности на человеке среднего роста проходит слишком близко к шее. Для невысоких людей это опасно. Бесступенчатое изменение наклона спинки удобно, но подобраться к регулировочной рукоятке можно только при открытой двери. Подголовники объединены со спинками - сидите хоть в сомбреро, но откинуть голову на мягкую опору не получится - далековато.
Переднему пассажиру вполне комфортно, но водителю поначалу неудобно. Если принять правильную рабочую позу, уверенно держась за верх руля, плечи остаются без поддержки. Но после полутысячного пробега компромисс все же нашелся. Возможно, пена сиденья слегка обмялась в нужных местах.
Задний пассажир, пытаясь откинуть спинку переднего кресла, едва дотягивается со своего места до нужной ручки. Сам механизм откидывания довольно трудно включить даже спереди - большие усилия на рычаге.
И садиться на задний диванчик надо осторожно: новая подушка переднего сиденья "украла" миллиметров 20 пространства для ног, а тканевая обивка быстро пачкается. Отделка задней поверхности подушки кожзаменителем была бы практичнее.
МЕЛОЧИ
В комплектации машины есть и другие дополнения, большей частью приятные. Ворсовое покрытие пола защищают от грязи фирменные резиновые коврики, которые легко снять и помыть. Только слишком уж они европейские - бортики едва обозначены (вода из них будет выплескиваться) да передние коротковаты - продлить бы их на наклонную часть пола.
Багажное отделение сверху закрыто жесткой полкой. На нее можно положить зонтик или аптечку, а также что-нибудь более весомое. Но чтобы полка не громыхала, нужна прокладка или уплотнитель. А еще, для удобства доступа в багажник, - какая-нибудь нехитрая снасть, удерживающая полку при открытой задней двери. Кстати, показалось, будто угол ее открывания стал меньше - в суете нет-нет да и приложишься головой. Раньше такого вроде не замечал.
Наконец, без всяких оговорок, карманы на спинках передних сидений - это хорошо.
Есть замечания к наружным зеркалам: у правого - маловат ход регулировок в продольном направлении. Как ни двигай - правый борт не виден. А к левому сферическому нужно привыкать - поначалу то и дело вертел головой, чтобы кто-нибудь не прижал ненароком. Уж лучше бы обычное плоское зеркало с большей поверхностью.
* * *
Отрадно, что завод занялся расширением гаммы машин. Комплектация показалась нам интересной и полезной. Впрочем, не только нам. Следы ладоней и сплющенных носов на стеклах и вопросы на стоянках "сколько стоит?" - свидетельства народного любопытства.
Отвечаем: предполагаемая цена такого автомобиля - 72 тыс. руб. (базовый вариант - 65 тысяч).
Интерьер "Оки" стал взрослее и серьезнее.
Клавиша управления ЭПС - крайняя справа. Индикатор включения ЭПС - под индикатором "подсоса".
Подколенный упор в максимально выдвинутом положении (всего их три), механизмы регулировки сиденья аналогичны "самарским".
Хорошо, что ворсовое покрытие защищено ковриком. Сделать бы его длиннее!
Полку над багажником приходится придерживать рукой при погрузке объемной поклажи.
Опасный угол задней двери.