Авторынок: от кризиса до кризиса

Подводим итоги продаж автомобилей в 2014 году на фоне предыдущих лет. Как и ожидалось, российский рынок закончил 2014 год с заметным минусом по сравнению с 2013‑м. Статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) гласит: продажи снизились на 10,3%. Реализовано 2,49 млн легковых и легких коммерческих машин – на 286 тысяч меньше, чем годом ранее.

ЭПОХА ОТРЕЗВЛЕНИЯ

Из более чем шестидесяти производителей истекшие 12 месяцев в плюсе закончили меньше двух десятков. Счастливчики четко делятся на три группы.

Первая – «японцы»: Nissan, Infiniti, Toyota, Lexus, Mitsubishi, Mazda и Subaru. Не поддержали нацию только Honda и Suzuki, чьи продажи упали.

Во второй компании собрались премиум-марки. Помимо упомянутых брендов Infiniti и Lexus это Mercedes-Benz, Land Rover, Porsche, Volvo, Smart и Jeep. Подвели свой сегмент BMW и Audi.

Третье объединение – производители коммерческой техники, среди которых большинство закончили год с потерями. Успех сопутствовал лишь продавцам автомобилей Mercedes-Benz, Fiat и Isuzu.

Пяти компаниям, входящим в верхнюю половину таблицы (точнее, пока еще входящим), нужно крепко озадачить своих маркетологов. Их регресс составил больше 30%. Это Ford, чьи бывшие бестселлеры Focus и Mondeo стремительно теряют народную любовь, Daewoo с полным отсутствием свежих моделей, Peugeot и Citroen, которым практически нечем привлекать массового покупателя, а также Geely.

Год 2014‑й выдался неоднородным по месяцам. В первом квартале наметилась тенденция к росту, но уже в середине весны падение приняло устойчивый характер. Осенью его темпы замедлились, но, увы, это было не сезонное оживление, а начало агонии: обвал курса рубля заставил россиян поспешить с вложением стремительно обесценивающихся денег.

Пик покупательской активности пришелся на ноябрь – декабрь, причем последний месяц не только показал прирост по отношению к декабрю предыдущего года, но и вывел российский рынок на первое место в Европе! Помогли в этом и соседи из Белоруссии и Казахстана. Граждане Таможенного союза могут свободно вывозить купленные у нас машины к себе на родину, а традиция хранить накопления в долларах и евро сделала российские цены крайне привлекательными. Итог – опустевшие склады и многочасовые очереди в отделах регистрации транспорта, от чего даже в столице уже успели отвыкнуть.

БЫЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Нынешний кризис для России не первый. Применительно к автомобильной сфере сопоставление с далеким 1998 годом не имеет смысла – слишком многое поменялось с тех пор. А вот сравнение с не забывшимся еще 2008‑м напрашивается само собой. После рекордного 2008 года, когда объем продаж превысил 2,9 млн машин, финансовый кризис разом оставил продавцов без половины дохода: продажи упали на 49%. На восстановление былой активности покупателям потребовалось три года: в 2012‑м рынок ненамного, но все же перекрыл докризисный уровень. А дальше снова пришлось забыть о планке в три миллиона автомобилей в год и о претензиях на стабильное первое место среди европейских стран. Причем если в период прошлых трудностей все рухнуло одномоментно, за год, то сейчас «минус» наблюдается третий год подряд.

На первый взгляд, итог 2014 года не шокирует. Но если рассмотреть самый свежий отчет на фоне предыдущих и почитать прогнозы экспертов, становится грустно.

Оценка перспектив на 2015 год разнится. К примеру, глава Минпромторга Денис Мантуров полагает, что падение производства автомобилей в России (большая доля рынка приходится на локализованные машины) составит около 10%. Верится слабо, ведь в 2014‑м зафиксирован примерно такой же спад, хотя россияне покупали машины по старым (читай: вменяемым) ценам. Впрочем, здравомыслящие люди привыкли смотреть на обещания наших властей под правильным углом.

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер дает более приближенный к реальности прогноз: 24% падения продаж. С ним согласен директор по продажам Renault Жером Столь, назвавший диапазон от 20% до 25%. По нашему мнению, и эти оценки оптимистичны: слишком много негативных факторов сошлось в одно время.

Во‑первых, в конце 2014 года рынок насытился до предела. Подавляющее большинство тех покупателей, кто может позволить себе новый автомобиль, уже обзавелись им. Ажиотаж достиг такой степени, что в ноябре случилось невероятное: верхнюю строчку по итогам месяца занял Kia Rio, сместив с первого места неизменную Гранту (в следующем месяце всё вернулось на круги своя, но факт примечательный). Встрепенулся вторичный рынок, где зафиксирован рост сделок на 6% (в декабре – на 19%). А часть припозднившихся покупателей наверстала упущенное в январе, пока цены на новые машины не стали заоблачными. Но дальше должно последовать логичное затишье.

Во‑вторых, покупателей отпугивают масштабы роста цен. Это вам не привычные несколько процентов, которые добавляют ежегодно все марки. Уже на конец января многие производители накинули к прежней цене 15–20%. К примеру, «бюджетный» (теперь кавычки вполне уместны) кроссовер Ford EcoSport в сентябре продавался за 699 тысяч (начальная версия), а в начале 2015‑го такая же скромная машина стоила уже 1 099 000 рублей (+ 57%)! Универсал Skoda Octavia Scout едва успел обрести первых владельцев, как отдалился от остальных на 15%: цена выросла с 1,25 до 1,43 млн рублей. Базовый Nissan Sentra за два месяца подорожал с 679 до 858 тысяч (+ 26%). И это только первая волна. Или вы верите, что в течение года больше корректировок не будет? Даже АВТОВАЗ начал год со значительного повышения цен: прибавка составила от 5,4–5,8% для Гранты до 10,4–13,1% для разных версий Ларгуса.

В‑третьих, прежде россияне покупали до половины всех новых машин в кредит. Слабость рубля поставила на этой услуге крест. Ставки из высоких стали запредельными, да и сами банки не горят желанием выдавать деньги в период нестабильности.

Только из-за последнего фактора рынок вполне может просесть на треть. Так что более вероятная глубина падения – 30–40%. И хуже всего придется тем маркам, чья линейка по большей части состоит из импортируемых машин. За исключением, разумеется, вечно цветущего премиума.

ОТВЕРГНУТЫЕ ФАВОРИТЫ

Приоритеты российских покупателей за последние годы заметно изменились. Из десятка лидеров 2009 года к 2014‑му осталось только семь марок. Вместо брендов Daewoo, Ford и ГАЗ пришли Skoda, Volkswagen и Mitsubishi. А ведь у Mitsubishi нет в линейке явно выраженной бюджетной модели – ударной силы подавляющего большинства других успешных фирм, – сплошь кроссоверы и вседорожники. Без таковой успешно обходится и Toyota, продажи которой вдвое выше, чем у Mitsubishi.

Еще интереснее ситуация в зачете моделей, который мы вывели в отдельную таблицу. Предкризисный 2008 год отдал первые четыре места вазовским семействам: «классика» и Самара были в лидерах, более дорогие Приора и Калина отставали. Лучшим из иномарок был Ford Focus с результатом более 93 тысяч машин (самая современная тольяттинская модель нашла лишь на 600 покупателей больше). Другие бестселлеры – Renault Logan, Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia. Обвал рынка уменьшил абсолютные цифры, но расстановку сил в верхней части таблицы не поменял.

Тучи над коллективным лидерством вазовских моделей начали сгущаться в 2011 году. Ушли с конвейера последние представители дешевой «классики», с места в карьер взял Hyundai Solaris, к концу года к нему присоединился Kia Rio, а с начала 2012‑го в бой вступил Renault Duster. Статистика 2013 года подтвердила переход к новой эпохе. Теперь из отечественных машин в тройке лидеров – лишь одинокая Гранта. Калина борется за место в пятерке, Приора – за право остаться в десятке… Кстати, Focus, прежде бывший на первых ролях, в 2014 году еле отвоевал 23‑ю строчку общего зачета.

Тенденция, однако: даже небогатые регионы все чаще выбирают машины с заграничными эмблемами. На волне нахлынувшего кризиса у АВТОВАЗа появился шанс укрепить пошатнувшийся трон. И ведь есть чем: на подходе два псевдокроссовера, Нива Урбан, принципиально новые Веста и X-Ray. Но беззаботного лидерства уже не будет. Помочь может разве что вновь увеличившаяся разница в цене между «ладьей» и иномарками. Так что с интересом ждем новых раскладов в течение 2015 года.

Подпишитесь на «За рулем» в