Граница на крючке

ГРАНИЦА НА КРЮЧКЕ

Июнь стал, наверно, самым напряженным месяцем в борьбе за умы, сердца и голоса автомобилистов, которую с переменным успехом вело правительство. Надо было решать, как принято говорить, больной вопрос: сохранить ли существующие таможенные пошлины, вызвав тем самым волну народной признательности - с одной стороны, а с другой - негодование отечественных автопроизводителей и потенциальных инвесторов? Или же к радости последних ввести запретительные драконовские ставки, рискуя получить в канун выборов миллионы недовольных автомобилистов-избирателей, чем не преминула бы воспользоваться оппозиция. Добавим к этому, что при либеральных таможенных пошлинах доходы казны от импорта подержанных иномарок превышали 100 млн. долл. "живыми" деньгами - поди плохо! При запретительных ставках этот ручеек может быстро иссякнуть, а "золотые яйца" потенциальные инвесторы когда еще снесут.

Глава правительства М. Касьянов наконец-то вынес окончательный приговор "старушкам": действие введенных за 9 месяцев до того временных запретительных пошлин на иномарки старше семи лет с 4 июля 2003 года продлено... до бесконечности.

Дальше произошло нечто странное, на первый взгляд, не очень объяснимое. Давным-давно согласованный во всех инстанциях проект постановления, уравнивающего ставки таможенных пошлин для физических и юридических лиц, премьер-министр вдруг "завернул" - нашел его "слишком сложным". По данным некоторых СМИ, Касьянов решил не дразнить гусей, поскольку такое постановление привело бы к удорожанию ввоза 3- 7-летних машин в 1,5-2 раза. Дело в том, что физические лица платили пошлины по так называемым льготным ставкам (0,85 евро с 1 смз при объеме двигателя до 2,5 л и 1,4 евро при большем объеме), а юридические - совокупный таможенный платеж, который выше раза в два-два с половиной. Он рассчитывается так: пошлина (25% от стоимости автомобиля по каталогу Superschwacke), плюс НДС в размере 20%, плюс акциз - 10-100 руб. с каждой лошадиной силы. Кому такое понравится? Поэтому в прошлом году свыше 90% подержанных иномарок ввезли в страну именно "физики".

На непродолжительное время все успокоилось. Однако радость была недолгой: выждав неделю, председатель российского правительства все-таки подписал постановление "О выравнивании таможенных платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подержанных легковых автомобилей". Оно вступает в силу с 27 июля 2003 года. Вздох глубокого разочарования пронесся по России... и тут же затих. На деле постановление оказалось куда более мягким, чем можно было ожидать. Физические лица, к примеру, по-прежнему будут растаможивать автомобили "по кубикам" (хотя и по более высоким ставкам), а не совокупному таможенному платежу.

Отныне вместо двух ставок таможенной пошлины для физических лиц правительство вводит шесть новых (см. табл.). Для обывателя это означает конкретно следующее. Раньше таможенное оформление, скажем, " Ауди А3" с двигателем 1,6 л обходилось в 1630 долл., теперь - в 2880 долл.; популярный " Ниссан Максима" с 2-литровым двигателем - 2 тыс. и 4,2 тыс. долл. соответственно, а с 3-литровым - и вовсе 5 и 7,2 тысячи. Больше всего подорожало оформление автомобилей с объемом двигателей от 1,8 до 2,5 л - в два с лишним раза; от 1,5 до 1,8 - в 1,7 раза, свыше 2,5 л - в 1,4 раза, от 1 до 1,5 л - в 1,2 раза, а "малыши", как сказано, вообще не пострадали.

Непонятно, правда, почему власти так невзлюбили именно 2-литровые иномарки, а всякие там маломощные "матизы" обласкали. Но главное - запретительных пошлин не случилось.

- Думаю, на продажах иномарочного секонд-хэнда постановление в ближайшее время почти не отразится, - считает перегонщик-профессионал Андрей Сухарев, - поскольку и до этого запас ввезенных в Россию "свежих" иномарок был достаточен, а в последний месяц их навезли еще больше.

По прикидкам специалистов, это решение правительства РФ "будет содействовать переводу российского рынка подержанных автомобилей в более цивилизованные рамки и формы".

- При переводе торговли на юридические рельсы возникают цивилизованные отношения "покупатель-продавец", - полагает заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волгин, - на которые распространяется закон "О защите прав потребителей", и у покупателя появляется право предъявлять претензии к качеству товаров и услуг.

Хорошо бы, но ясно одно - теперь завозить в страну подержанные иномарки будут и крупные дилеры, которые раньше отдавали этот бизнес на откуп перегонщикам. Может, наш базар действительно станет похож на цивилизованный рынок? Хотя бы приблизительно...

ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

Подпишитесь на «За рулем» в