"головастиков" не будет
ТЕХНИКА
Презентация
"ГОЛОВАСТИКОВ" НЕ БУДЕТ
АНАТОЛИЙ ФОМИН. ФОТО АВТОРА
Ульяновские грузовички доживают свой век. Вечными бывают только ценности, но никак не техника. Решение, похоже, принято - с 2004 года все выпускаемые в России автомобили должны соответствовать нормам Евро II. Моторы же семейства ЗМЗ-406, оснащенные впрыском топлива, в машины бескапотной компоновки не "лезут". Переделывать конструкцию, разработанную без малого полвека назад, смысла нет, а создавать новую средства не позволяют. Что же делать?
УАЗ-2360
Именно так называется ответ УАЗа на новые требования. Вообще-то автомобиль был представлен публике еще в прошлом году на Московском автошоу. Однако тогда его воспринимали как экзотику - что-то вроде пикапа на базе UAZ 3162. Впрочем, обозначим границу сразу: у пикапа штампованные неоткидные боковины кузова, а машина с обычной грузовой платформой - пусть и маленький, но грузовик. И с этой точки зрения УАЗ-2360 представляется заменой "головастику" УАЗ-3303. Да-да, именно ему, поскольку иных дешевых автомобилей в будущем на заводе не предвидится.
В ближайшие планы УАЗа входит унификация платформ. Точнее, с отказом от автомобилей вагонной компоновки останется лишь два варианта шасси. Одно, со стандартной колеей 1445 мм и базой 2400 мм - для UAZ 315195 (модернизированный потомок UAZ 469) и UAZ 3160, другое, с колеей 1600 мм и увеличенной до 2760 и 3000 мм базой - для UAZ 3162 и УАЗ-2360 соответственно.
"Ширококолейники" на заводе называют новой платформой: у них измененная передняя подвеска, где по-иному выполнено крепление амортизаторов и стабилизатора поперечной устойчивости, в переднем мосту применены сферические шарниры шкворней, не требующие дополнительной смазки. ШРУСы "Бирфильд" обеспечивают большие углы поворота колес. Сзади иначе крепятся амортизаторы, выпускная система перенесена на левую сторону (у двигателей семейства ЗМЗ-406 выпуск слева по ходу движения). В общем, изменений достаточно.
ТАНЦЫ ВОЗЛЕ ПЕЧКИ
Чтобы почувствовать разницу между новым и старым грузовиком от УАЗа, нужно всего лишь немного посидеть за рулем того и другого. Даже не избалованный современными моделями водитель, сев за руль "головастика" УАЗ-33036, поймет, что такое 40 лет для автомобиля. Слов нет, компоновка с кабиной над двигателем позволяет получить компактную и вместе с тем очень вместительную машину, но издержки здесь не только в пассивной безопасности. Лишь сидя фактически на колесе, можно представить, что такое "плавность хода", только ворочая длинным рычагом коробки передач через мудреный привод, в полной мере ощутить, что такое "четкость и избирательность механизма", а лежа на руле и пытаясь рассмотреть висящий где-то вверху светофор, вспомнить, что такое "обзорность".
Впрочем, и на проселочной дороге тоже не все как надо. Передний мост приходится подключать уже на мало-мальски крутых подъемах, иначе порожний грузовичок начинает интенсивно буксовать и "водить задом" после каждой колдобины. В общем, старичок требует от водителя не только умения переносить шум и тряску, но и приспосабливаться к весьма норовистой машине.
Как на этом фоне выглядит новичок? Вполне пристойно. По своим ходовым качествам он не должен отличаться от UAZ 3162. Поездить на машине с заволжским дизелем не удалось - перспективный мотор из опытной серии не вынес 40-километрового скоростного перегона по шоссе, а вот не столь парадно выглядевший "дублер" справился со своей задачей. Под его капотом был не менее любопытный двигатель УМЗ-249 - бензиновый, с верхним расположением распредвала. Возможности его серийного производства пока туманны, но далеко не безнадежны. Кстати, грузовой УАЗ-2360 будут комплектовать мостами с прежней главной парой - 4,63 и косозубой раздаточной коробкой с пониженной передачей 1,94; так что тяговые характеристики машины должны быть на высоте.
А что на дороге? За рулем не возникает никаких ассоциаций с прежней машиной. Вполне удобная посадка, обзорность, плавность хода даже выше, чем у легкового "Симбира", что неудивительно при трехметровой базе. Кстати, благодаря этому меньше заметны огрехи рулевого управления - его точность теперь вполне удовлетворительна и держать направление даже на разбитой дороге несложно. Радиус поворота, конечно, великоват, но для условий провинции сойдет - на тесную стоянку УАЗ-2360 не ставить, в деревнях улицы прямые и широкие. Но не всегда асфальтированные. Значит, полный привод еще никто не отменял.
Конечно, можно говорить, что геометрическая проходимость нового грузового УАЗа хуже, чем у предшественника. Дорожный просвет меньше, колея и база больше. Против фактов не попрешь. Но его стихия - не экстремальное бездорожье, а раскисшие грунтовки. Тут нужны хорошие шины, полный привод, ну и немного водительского умения. Разницу ощущаешь скорее в другом: новый автомобиль комфортабельнее, в том числе и на плохих дорогах. Длинная база, пружинная передняя и задняя подвески на малолистовых рессорах успешно справляются с ухабами, руль с гидроусилителем помогает легче преодолевать колеи, а удобная кабина - выдерживать длительные поездки. Размеры и грузоподъемность платформы новой машины такие же, как у предшественника, хотя общая длина больше почти на метр.
ПРОГНОЗ ПОГОДЫ
Начало серийного производства УАЗ-2360 намечено на третий квартал 2004 года, а до его конца планируется изготовить примерно 1500 машин. О цене говорить преждевременно, поскольку расчеты не завершены. Базовый двигатель - дизельный ЗМЗ-514 с потенциальными возможностями для выполнения не только Евро II, но и более высоких экологических требований. Впрочем, не исключены бензиновые впрысковые моторы заволжского и ульяновского заводов, польский дизель "Андория" - все будет зависеть от цены и спроса. Вот только альтернативы самому автомобилю быть не может - другой модели, напомним, у завода нет.
КОМПЛЕКТАЦИЯ
Регулируемая рулевая колонка
Противотуманные фары
Полноразмерное запасное колесо
УЗМ-249 - мотор, которого нет.
Стабилизатор поперечной устойчивости новой конструкции.