Потапыч или змей горыныч?

ПОТАПЫЧ ИЛИ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ?

ТЕХНИКА

в серию

ПОТАПЫЧ ИЛИ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ?

ВАДИМ КРЮЧКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Автомобиль особо малого класса АСМ-1128 "Мишка" - уже не прототип! Посетители Московского автосалона на сей раз воочию увидят предсерийные экземпляры, собранные в Белоруссии. Как утверждают создатели косолапого, в конце нынешнего года завершатся сертификационные испытания и будет изготовлена опытная партия, а в начале следующего стартует серийное производство и начнутся продажи.

Кто же занялся выпуском машинки, претендующей чуть ли не на звание народной? Заинтересованных организаций, и не только в России, оказалось много - в результате "Мишка" родился эдаким Змеем Горынычем о трех головах. Первая - российский "АСМ-холдинг", инициатор проекта: занимается разработкой автомобиля и его модификаций. Вторая - белорусский БелАЗ: взял на себя изготовление каркасов и сборку автомобиля. Третья - украинский МеМЗ: поставляет силовые агрегаты. Кроме того, несколько заводов этих стран будут делать для "Мишки" компоненты.

Видимо, недолго ждать, пока будут названы и адреса других производителей автомобиля: сборку косолапого планируют начать и два российских предприятия. Какие именно, скоро узнаем, когда подпишут соглашения. Впрочем, повод поговорить о перспективах малогабаритных транспортных средств в нашей стране еще будет: АСМ-1128 лишь первенец целого проекта под названием "Мишка", развитие которого мы отслеживали с первых его шагов. А пока - технические подробности о машине, готовящейся к производству.

Кузов "Мишки" - сварной металлический каркас, оклеенный пластиковыми панелями. Соединение получается достаточно прочным и надежным - технология склеивания разработана шведской фирмой "Динол" и учитывает особенности российского климата. На опытных образцах лишь цельнометаллическая дверь позаимствована у "Оки", остальные элементы кузова оригинальные. Мало того, в его конструкцию заложен модульный принцип: "Мишка"-универсал легко превращается в ландоле, пикап или фургон. Применяемые стеклопластиковые панели окрашены традиционным способом, но в "АСМ-холдинге" планируют производство цветных пластмасс, окрашенных в массе. Отметим еще, что все стекла, помимо опускающихся дверных, вклеены в проемы.

Механика автомобиля - симбиоз серийно выпускаемых узлов и агрегатов. Ранние прототипы "Мишки" оснащали моторами "Оки". Под капотом нынешнего - силовой агрегат из Мелитополя. Это 1,3-литровый двигатель МеМЗ с моновпрыском (распределенный появится на серийных машинах), объединенный с пятиступенчатой "таврийной" коробкой передач. Пробная поездка показала: "Мишка" стал заметно шустрее - 70 л. с. ему хватает с избытком. Правда, мощность лишней не бывает - с ее ростом появляются новые возможности. В отличие от слабого предшественника, МеМЗ прекрасно уживается с кондиционером.

В приводах, передающих крутящий момент на ведущие колеса, внутренний ШРУС типа "трипод" позаимствован у "Таврии", а вот наружный - у "Оки". Система выпуска составная: приемная труба МеМЗ, резонатор от VAZ 2108, глушитель от Izh 2126. Даже УАЗ стал донором для "Мишки" - в пору пришелся бензобак емкостью 39 л. Но больше всего деталей все же предоставила "Ока": задние амортизаторы и передние стойки "Мак-Ферсон", тормозную систему, заднюю подвеску (она доработана для расширения колеи) и т. д. Так же как и в "Оке", силовой агрегат "Мишки" закреплен на подрамнике, а тот в свою очередь через подушки к каркасу кузова. С подрамником связаны растяжки рычагов передней подвески, стабилизатор поперечной устойчивости. К нему же будут цеплять и защиту картера двигателя.

Что касается интерьера, то над ним еще работают и окончательный вариант еще не утвержден. Но уже сейчас очевидно - салон "Мишки" не будет чересчур тесным. По ряду параметров он опережает "Оку", по ряду - уступает. Но в целом вполне с ней сопоставим. Будем надеяться, что косолапый не впадет в зимнюю спячку и вскоре состоится сравнительный тест серийного "Мишки" с "Окой".

Один из вариантов интерьера. Вполне уютно.

Сиденья из Нижнего Новгорода смотрятся неплохо, хорошо бы увидеть их и на серийном автомобиле.

Под капотом украинский МеМЗ-307.

Механика "Мишки": альянс "Таврии" и "Оки".

"...Но к ней в серебряном ландо...", нужно лишь снять пластиковый колпак задней части кузова.

Подпишитесь на «За рулем» в