Братья по крови

БРАТЬЯ ПО КРОВИ

ТЕХНИКА

Дальнобой

STRALIS ACTIVE TIME, ACTIVE DAY

БРАТЬЯ ПО КРОВИ

АНАТОЛИЙ СУХОВ. ФОТО АВТОРА

Серьезные финансовые проблемы ФИАТа, похоже, никак не отразились на его грузовом подразделении - ИВЕКО. Более того, этот динамично развивающийся сектор в значительной мере поддерживает на плаву весь концерн. О флагмане итальянской "дальнобойной артиллерии" - "Стралисе", сменившем "Евростар", мы уже писали (ЗР, 2003, № 1). Более скромный, но не менее популярный "Евротех", в свою очередь, обзавелся преемником.

КЛОНИРОВАННЫЙ УСПЕХ

Младший брат не только перенял внешность "грузовика 2003 года", но и позаимствовал его имя. Анфас "стралисенок" отличается лишь тремя прорезями в радиаторной решетке вместо четырех да уменьшенными по высоте боковыми дефлекторами. Менее заметны крылья, выступающие на 10 см за контур узкой кабины.

Судя по всему, дизайнеры прибегли к клонированию не случайно: "Стралис" так приглянулся европейцам, что раскрутить его слегка уменьшенную копию не составит труда. Стираются и "классовые границы": более дешевый грузовик теперь кровный брат короля трасс.

Различают братьев по второму, вернее, третьему имени. Старшего назвали Active Space. Младших - двое: со спальником - Active Time и без - Active Day. Первый выпускают в двух вариантах: с высокой и низкой крышами. Малыш не так уж мал: до "высокого" потолка - 1,82 м, над спальником - метр тридцать. Вторая полка - на заказ. Кабина в "дневном варианте" заметно короче, но все же места за спинкой кресла - с запасом: диапазона регулировок хватит для водителя любой комплекции. Подвеска кабины - на рессорах сзади и пневмобаллонах спереди. Вариант со спальником можно заказать и на четырех пневмобаллонах.

Стильные ярко-красные кресла с вытягивающимся из-под подголовника ремнем безопасности, в меру жесткие и очень удобные - на зависть иным фанатам тюнинга. К тому же они умеют "приседать", облегчая посадку-высадку. Не забыты и регулировки руля - как по углу наклона (от 20 до 40° относительно вертикали), так и по высоте. В целом экипировка не уступает большому "Стралису": тот же удобно лежащий в руках руль с кнопками управления радио, CD-проигрывателем и маршрутным компьютером, панель приборов с жидкокристаллическим цветным дисплеем, выдвижной холодильник (на заказ) и ящик для мелочей под спальником, множество полочек наверху, противосолнечные шторки на всех стеклах и многое другое. Не забыта и надевающаяся на руль подставка для бумаг: заполнять документы на коленке не придется.

ХОРОШО ПРИЖИВШЕЕСЯ СТАРОЕ

Под капотом, вернее, под кабиной - неплохо зарекомендовавшие себя рядные "шестерки" Cursor-8 и 10 (индексы соответствуют рабочему объему в литрах). На грузовиках предыдущего поколения они прошли не один миллион километров (восьмилитровый мотор выпускается с 1998 года, десятилитровый - с 1999-го). Двигатели отличаются скромным масляным аппетитом и хорошей топливной экономичностью: с переходом на нормы Евро III удельный расход топлива не только не вырос, но в отдельных случаях даже снизился. Межсервисный пробег тоже впечатляет: замена масла предусмотрена лишь через 100-150 тыс. км.

Все моторы оснащены системой ITB (Iveco Turbo Brake) - моторным тормозом, весьма эффективным благодаря совместной работе с турбонагнетателем с изменяемой геометрией. Так, поглощаемая им мощность на восьмилитровом двигателе достигает 310 л. с. при 2800 об/мин, а на десятилитровом - 380 л. с. при 2400 об/мин. При этом тепло отводится с отработавшими газами, не нагружая систему охлаждения. Это, в свою очередь, позволяет эффективно использовать и трансмиссионный гидродинамический тормоз-замедлитель ZF, устанавливаемый на заказ. В обычных же условиях движения моторного хватает с избытком.

С двигателями 270 и 300 л. с. устанавливается 9-ступенчатая коробка передач, с остальными - 16-ступенчатые, все производства ZF. Есть и "автомат" - Eurotronic II (без педали сцепления), с возможностью ручного переключения. Эта совместная разработка ZF и ИВЕКО появилась на свет еще в 2000-м.

Честно говоря, на ходу понравились обе. Ручная коробка осталась прежней, но ее привод доработали: теперь по четкости и мягкости переключения передач этот грузовик может поспорить с иной легковушкой, и журналисты без особых затруднений шуровали "кочергой", не путаясь в восьми основных передачах. "Автомат" же облегчает жизнь не только водителю, но и трансмиссии - значительно продлевает срок службы сцепления. А скрупулезные европейцы подсчитают и выгоду в тонно-километрах: ведь электронная коробка на несколько десятков килограммов легче ручной.

Автомобили с двигателем Cursor-10 (как правило, это тягачи) оснащают дисковыми тормозами с электронным управлением на всех осях. Нажатием на педаль водитель лишь задает замедление, а компьютер последовательно задействует моторный тормоз и основную рабочую систему, оптимально распределяя усилия между тягачом и прицепом. Выигрыш - не только в безопасности, но и в ресурсе. Так, по заводским данным, тормозные колодки на этих машинах служат 300-400 тыс. км. Восьмилитровый Cursor, который чаще используют при рамном варианте шасси, подразумевает сзади барабанные тормоза, но и те - под управлением электроники и, конечно, с АБС.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ

В отличие от "большого брата" - чистокровного дальнобоя, эти грузовики - мастера на все руки. Таскать им и цистерны, и автовозы, и платформы с контейнерами. Есть множество рамных вариантов, в том числе спецмашин, вплоть до мусоровоза.

Под профессию подбирают двигатели, мосты и подвески. На тягачи не устанавливают моторы слабее 310 л. с., а варианты для тяжелых условий с колесными редукторами - HR (hub reduction) и с усиленной рамой для плохих дорог - RR (rough roads) поставляются с наиболее мощными "десятыми" "курсорами" мощностью 400 и 430 л. с.

Помимо стандартного варианта 4х2, есть и трехосник, причем третья ось может быть управляемая - это немного улучшает маневренность и заметно снижает износ резины. На рамном шасси предусмотрен вариант и со спаренными колесами третьей оси, на пустом грузовике ось поднимается.

Стандартная подвеска - рессоры спереди, пневмобаллоны сзади. Для фургонов с двигателем до 350 л. с. можно заказать полностью рессорную подвеску, а для особо "нежных" грузов - полностью пневматическую.

Козырь нового тягача - сравнительно небольшая снаряженная масса. "Малыш" увезет на тонну с лишним больше, чем иные "взрослые". Вот такой "стралисенок".

РОССИЙСКИЙ ПАКЕТ

К восточноевропейскому рынку итальянцы относятся серьезно - "стралисы", идущие на Восток, значительно крепче "западников". Главные отличия варианта RR (а только такие и будут поставляться в Россию) - усиленные рама и передняя подвеска. В предыдущем поколении ИВЕКО его обозначали иначе - НМ (Heavy Mission).

Продуманно выглядит чисто российский пакет. Здесь и подогрев топливного бака и фильтра сепаратором, и синтетическое моторное масло 5W30, и защитные решетки на фарах, и огнетушители. По российским нормам на тягаче установлен знак автопоезда - три желтые лампочки, тахограф опломбирован - хоть сейчас в путь.

Младшего "Стралиса" уже покупают в России, но представительство ИВЕКО принимает заказы только на вариант с длинной кабиной. Комфортабельный грузовик для внутригородских перевозок пока не конкурент КамАЗам и МАЗам. А тем временем у компании очередная премьера - новый среднетоннажник. Но о нем - в следующий раз.

Кабина Active Day - без спальника. Высоко лезть не придется: с шинами 315/80R22.5 высота пола над дорогой всего 1,24 м.

Кабина малого "Стралиса" на 20 см уже, поэтому боковые дефлекторы не выступают за габарит бампера - так меньше риск повредить их при маневре. Удобный в ремонте составной бампер без изменений перекочевал с флагманской модели. Под ним - противоподкатный брус, с августа этого года обязательный в Европе (директива 2000/40/ЕС). На другие рынки он предлагается в качестве опции.

Места хватит и для радиостанции, и для заначки от жены. Красный цвет обивки - дань спортивным традициям ФИАТа?

Органы управления - от "большого брата". Ступица рулевого колеса рассчитана на установку подушки безопасности.

Аэродинамические элементы кабины тягача можно выбрать при заказе машины. Помимо регулируемых верхних дефлекторов, есть "воротничок", компенсирующий разницу в ширине и высоте между кабиной и полуприцепом. Предусмотрены и бортовые дефлекторы между колесами.

Для фуры лучше заказать более длинные кронштейны зеркал - кабина-то узкая.

Бака хватит до России?

Подруливающая третья ось в рамном варианте.

"Турбина главного калибра".

Подпишитесь на «За рулем» в