В полном контакте
ТЕХНИКА
Шины
НОВИНКИ ОТ "КОНТИНЕНТАЛЬ"
В ПОЛНОМ КОНТАКТЕ
АНАТОЛИЙ БОГОМОЛОВ
В сегодняшнем многообразии шин выбрать обувь для автомобиля непросто. Каковы критерии оценки? Что значит в нашем понимании хорошая шина? Смотря для кого и для чего. Покрышки формулы 1 - великолепны, но даже в уменьшенном виде вряд ли подойдут для обычной легковушки и городских улиц. Да и среднестатистический водитель - не Шумахер, использовать преимущества спортивных шин на грани потери управляемости ему не по силам. Понимают это и шинники: создавая новую модель, не стремятся кардинально улучшить все свойства сразу (что если и возможно, стоило бы баснословных денег - вряд ли такая продукция пользовалась спросом). Задача в другом: предложить покупателю то, что он ждет от шины, что сможет почувствовать в повседневной езде.
Практичные европейцы предпочитают компактные и умеренно мощные автомобили (от А- до С-класса). Исследования, проведенные "Континенталем", показали, что их покупатели на первое место среди качеств шин ставят безопасность, конкретнее - сокращение тормозного пути (32,5%). Почти столь же важно для них и поведение на мокрой дороге, сопротивление аквапланированию (31% опрошенных). На третьем месте - экономичность (19,6%), на четвертом - комфорт (16,9%). Эти пожелания и стали для инженеров руководством к действию. К нынешнему сезону немецкий концерн выкатил две легковые шины наиболее "демократичных" размеров - от 13 до 15 дюймов.
"Конти-ЭкоКонтакт 3" пришел на смену "экологичной" шине предыдущего поколения с индексом ЕР, выпускавшейся с 1997 года. Напомним, что поколение "Экоконтакт", появившееся 11 лет назад, отличается пониженным сопротивлением качению - отсюда и топливная экономичность, и снижение выбросов в атмосферу.
Шины - единственное связующее звено между автомобилем и дорогой. Чем эластичнее резина протектора, тем лучше шина цепляется за микронеровности дорожного полотна. Но слишком мягкий протектор быстро изнашивается, да и сопротивление качению у такой шины возрастает. Совместить несовместимое помогают кремниевые добавки к резиновой смеси.
Прием известный, но с каждым годом химики получают все лучшие результаты. Так, во многом благодаря материалу протектора тормозные свойства у новой шины по сравнению с предшественницей улучшились на 9%, причем как на сухом, так и на мокром покрытии. Величина огромная: при торможении со скорости 90 км/ч автомобиль, обутый в "ЭкоКонтакт 3", отыгрывает даже не десятки сантиметров, а целый корпус! А ведь торможение, пожалуй, единственный режим, где шины нередко работают "на пределе" даже у спокойного водителя. Вот тут-то и пригодится новый "Континенталь", особенно в сочетании с АБС.
Износостойкость же удалось сохранить на прежнем уровне - кстати, весьма высоком. Равномерный износ (еще один козырь шины) - залог не только долговечности, но и стабильности характеристик на протяжении всего срока службы. "Конти-ЭкоКонтакт ЕР" отличались низким уровнем шума даже на высоких скоростях. Голос третьего поколения стал еще слабее - на 5%.
Поработали и над топливной экономичностью - как-никак, название обязывает. В месте контакта с дорогой колесо "расплющивается". Отдельные элементы протектора при этом проскальзывают по дорожному полотну, нагреваются, изнашиваются. Да и без проскальзывания нагрева не избежать - из-за внутреннего трения в самой резине. Новая смесь - с высокой динамической жесткостью (малым гистерезисом), а рисунок протектора подобран так, чтобы перемещения ламелей при качении были минимальны. Благодаря этому сопротивление качению удалось снизить на 8%. Конечно, экономия топлива будет значительно меньше, ведь вклад шин в общие потери сравнительно невелик. Но, учитывая рост цен на бензин во всей Европе, почувствовать выигрыш уже можно не только точными приборами, но и своим кошельком.
Рисунок протектора выполнен асимметричным. В центре - сплошные "пояса жесткости", отвечающие за тормозные качества и точность руления. Мощные плечевые шашки, дополнительно укрепленные низкими перемычками, обеспечивают хороший контакт в быстрых поворотах, а тонкие косые "надрезы" и широкие водоотводящие канавки позволяют ехать по воде аки посуху - в пределах законов физики, конечно.
Журналистов пригласили оценить возможности новых шин. Не будем кривить пером, смакуя прохождение гоночного трека с прогнозируемым сносом всех четырех колес - такого не было. Эта шина - для надежной, комфортной, в меру активной езды. Слишком быстрое вкатывание в поворот, безусловно, приводит к сносу, но опытный водитель легко парирует его рулем и газом, а заодно понимает, что ошибся со скоростью.
Новыми шинами уже комплектуют автомобили ведущих европейских производителей. Появились они и в розничной торговле, в том числе в России. Отпускные цены третьего "ЭкоКонтакта" останутся на уровне предыдущего поколения ЕР - немаловажный плюс на фоне глобальной "ползучей инфляции".
Другая новинка "Континенталя" - "Гиславед-Спид 616" (в 1992 году шведская фирма вошла в состав немецкого концерна). Шина сменила модель 516, также для автомобилей малого и среднего классов. Рисунок протектора остался ненаправленным, как и у предшественницы. Типоразмеры - от 135/80R13 до 185/60R14 и 195/65R15, индекс скорости Т (до 190 км/ч).
Не исключено, что уже через несколько месяцев эти шины станут выпускать на Московском шинном заводе - "Континенталь" обещает вложить в модернизацию производства 30 млн. евро в течение трех лет и к 2006 году выдавать на-гора ни много ни мало 3,5 млн. шин ежегодно.
К сожалению, сравнительных тестов новинок организаторы не запланировали и даже представили их на разных трассах. Может, не хотели, чтобы въедливые журналисты "искали блох", сравнивая две похожие по свойствам покрышки? А по субъективным ощущениям они действительно очень похожи. Намекает на это и общая ценовая ниша - около 50 евро за "жигулевский" размер 175/70R13. Обе шины уже появились на российском рынке. И опять перед покупателем проблема: какую выбрать - ведь обе хороши!
ContiEcoContact 3.
Хорошо прогнозируемая в управлении и сравнительно недорогая шина. Автомобиль ведущих европейских производителей уже комплектуют новым "Экоконтактом". В розничной сети смена поколений никак не отразится на цене шин.
Gislaved Speed 616.
Главные отличия новинки: снизились сопротивление качению, шум и износ. Слегка возросла устойчивость к аквапланированию. А вот тормозные свойства по сравнению с "Гиславед-Спид 516" не изменились.