Таблица умножения по "брабусу"

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ПО "БРАБУСУ"

ТЕХНИКА

Эксклюзив

У МАСТЕРОВ ТЮНИНГА

ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ ПО "БРАБУСУ"

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ.

ФОТО АВТОРА И "БРАБУС"

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Мы делаем то, что на конвейере изготовить невозможно. "Брабус" не конкурирует с "Мерседес-Бенцем". Мы занимаем иную нишу: строим автомобили для индивидуалистов. Но наше вмешательство в конструкцию и дизайн отнюдь не агрессивно. Поэтому "Брабус" любой модели - не экстремальная машина для редких "показательных" выездов, не автомобиль выходного дня. Он вполне пригоден для ежедневной эксплуатации.

Александр Приб, топ-менеджер фирмы "Брабус".

Новенький, сияющий лаком "Мерседес-Бенц" аккуратно оклеен бумагой и предохранительными пластиковыми накладками. Остается снять их, полирнуть кузов и - в шоу-рум. Но вместо этого машину нещадно "распатронивают": вынимают и раскидывают двигатель - символ конструкторского и технологического искусства, снимают элегантные бамперы и спойлеры, разбирают нарядный салон...

Наверное, эти серьезные, деловитые рабочие, вооруженные элитным инструментарием и компьютерами, выросли из той породы мальчишек, что первым делом без сожаления разбирают новую заводную машинку - посмотреть, что у нее внутри. Применение неуемной энергии и фантазии они нашли на одной из крупнейших (ежегодное производство не десятки или сотни - тысячи машин) тюнинговой фирме "Брабус". На окраине небольшого, некогда шахтерского городка Боттроп уже более четверти века переделывают "мерседесы", от "Смарта" до "Спринтера", а с недавних пор и "крайслеры" (их продают под маркой "Стартех").

ТАЙНЫ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

На каждую машину, попавшую в руки "потрошителей", заводят рабочую карту, по-нашему - заказ-наряд. На "Брабусе" этот листок напоминает таблицу умножения. В каждой графе отметка - "Мерседес" стал роскошней, мощней, динамичней и, конечно, дороже.

Но первый автомобиль новой модели попадает не в светлые стеклянные цеха, а в небольшой подвал. Снимать, здесь, естественно, нельзя, зато можно увидеть то, чего еще не показывали на автосалонах. Но будем джентльменами...

В подземелье новую машину разбирают, изучают вдоль и поперек. Затем в дело включаются мотористы и электронщики, дизайнеры и тормозники. По чертежам, которые они выпускают, "мерседесы" и "смарты" превращают в "брабусы".

Итак, очередной "Мерседес" уже загнали в цех. В рабочей карте - список переделок. Кто-то заказывает лишь внешний декор, другие придирчиво выбирают цвет кожи для обивки салона или делают упор на мультимедийные "прибамбасы" - компьютеры, телевизоры. Самые богатые раскошеливаются на полный пакет переделок. Мы тоже заполним таблицу умножения полностью - пройдем весь путь настройки серийного автомобиля.

ПРИРАСТАТЬ МОТОРОМ

Конек фирмы - форсированные двигатели. В моторном цехе агрегат разбирают. Рабочий объем увеличивают путем расточки цилиндров (ее делают здесь же на компьютеризированном оборудовании) и увеличения хода поршня. Оригинальные коленчатые и распредвалы, поршни, толкатели, клапаны и их пружины по чертежам "Брабуса" делают именитые специализированные фирмы. Титано-керамическая выпускная система тоже своя - оригинальная. Штатными оставляют лишь выпускной коллектор и приемную трубу.

Специалисты "Брабуса" отдают должное "мерседесовским" моторам - заниматься серьезной переделкой менее совершенных и надежных агрегатов значительно сложнее. Но даже самый дорогой "Мерседес" - продукт серийного производства, в рамках которого многое сделать просто невозможно. Например, в Боттропе на специальном станке тщательно, не жалея времени, доводят впускные и выпускные каналы. В процессе обработки несколько раз измеряют скорость потока смеси и выхлопных газов.

В результате трехцилиндровый мотор "Брабус-Смарт" развивает вместо 55 л. с. - 70 л.с./52 кВт, а агрегат V12 объемом 6,7 л при 5500 об/мин выдает 450 л.с./331 кВт - почти на 30% больше, чем 5,8-литровый двигатель-прародитель.

Именно благодаря двигателям имя фирмы несколько раз попадало в Книгу рекордов Гиннесса. Так, в Боттропе сделали самые быстрые в мире седан - "Брабус-Е V12" и универсал Т V12. Их максималка 330 и 320 км/ч соответственно.

На "Брабусе" говорят: "Мы можем сделать все - с учетом технических возможностей". Действительно, в фирменном каталоге есть и так называемые специальные модели - автомобили с моторами от старших машин. Например, седан или универсал С-класса можно оснастить 6,1-литровым агрегатом V8 мощностью... 426 л. с./313 кВт. Но это скорее демонстрация возможностей - спрос на такие штучки невелик.

Переделывают не только новые, но и изрядно походившие агрегаты. Я застал здесь купе с кузовом W129 и 6-литровым V12, доставленное из Норвегии. Машина прошла 150 тыс. км, претензий к двигателю нет, но владелец "дозрел" до тюнинга. Рабочий объем увеличат до 7,3 л (таков "брабусовский" вариант 12-цилиндровых агрегатов предыдущего поколения), мощность - до 582 л. с./428 кВт (у стандартного мотора - 367 л. с./270 кВт).

Естественно, под новое "железо" перенастроят блоки управления двигателем и коробкой передач. После этого мотор, увенчанный фирменной красно-серой крышкой, переезжает на стенд в испытательный бокс на обкатку и снятие характеристик.

"Мерседесовский" запас надежности тюнингистам на руку. Несмотря на значительный рост мощности и момента, усиливать сцепление и трансмиссию не приходится. На "Брабусе" утверждают, что рекламаций никогда не было.

Вы еще не забыли о нашей, пока безмоторной, машине, стоящей в сборочном (он же "разборочный") цехе? Вернемся туда.

ОСТАНОВКА ПО ТРЕБОВАНИЮ

Клиент, заказавший мощный двигатель, обязательно получит в "нагрузку" оригинальные тормоза: увеличенные диски, более износостойкие колодки, суппорты с четырьмя, шестью или даже двенадцатью поршнями. В этом фирма не пойдет на компромисс. К тому же за немецкими "настройщиками" следит строгий, но справедливый ТЮФ - независимая организация, контролирующая техническое состояние автомобилей и сертифицирующая их. Если разгонная динамика не соответствует тормозной - такую машину на дорогу не выпустят. Зато мощными тормозами по желанию оснастят автомобиль даже с обычным мотором. Подвеску тоже настроят по заказу, установив иные пружины и амортизаторы.

Второй после моторов "пунктик" - колеса. Для каждой модели предлагают несколько дисков собственного дизайна. Самые скромные по размерам "смартовские": 15-17 дюймов. Для топ-моделей можно заказать 18-, 19- и даже 20-дюймовые. Шины, конечно, подбирают с учетом скоростных характеристик автомобилей.

Пока нашу таблицу умножения заполняли специалисты по двигателю и шасси, кузовных и салонных дел мастера, разумеется, тоже не бездельничали.

В ГОСТЯХ У МОДЕЛЬЕРОВ

В отличие от иных отечественных "тюнингистов" у "Брабуса" предлагают не четыре-пять пластиковых "обвесов", а... один (для каждой модели) комплект бамперов-спойлеров и накладок на пороги. Лишь для "мерседесов" М-класса есть городской и вседорожный варианты дизайна. Зато детали тщательно проработаны с точки зрения аэродинамики, "обдуты" в трубе и соответствуют нормам безопасности. Кстати, меняют лишь внешнюю часть бамперов, силовая основа остается штатной. В этом корень философии фирмы: отдавая должное "мерседесовским" стилистам, здесь исповедуют мягкое вмешательство в облик автомобиля.

Едва машина попала в цех, бамперы со склада отправили в окраску. Фирма-партнер расположена километрах в пяти: держать собственную малярку нерентабельно. Вообще-то фирменный цвет "Брабуса" - черный. Но мода неумолима: нынче на заводской стоянке немало серо-стальных машин. И конечно, в Боттропе готовы выполнить любое, даже самое экзотическое желание.

Салон обшивают кожей или ей же с алькантарой (материал, подобный замше). Расцветки, естественно, любые. С помощью хитрого приспособления кожу максимально утончают. Это необходимо для обивки "торпедо". Малейшие складки на изгибах, по убеждению здешних портных, недопустимы. В конструкцию сидений не вторгаются - от добра добра не ищут.

Кожевники часто работают в паре с... электриками. Ведь нынче экраны компьютеров и телевизоров, вмонтированные в подголовники и противосолнечные козырьки, в престижных автомобилях - норма. Аудиовидеоаппаратуру закупают на стороне, "одежка" и привязка к интерьеру - местная работа.

Остались последние штрихи: руль (кожаный или кожано-деревянный), накладки на педали, коврики, прочая мелочевка (даже кнопки запирания дверей свои - фирменные). С того дня, когда "полуфабрикат" заехал в ворота завода, прошло почти полтора месяца.

СТАВИМ ГАЛОЧКУ

Рабочую карту пересекла жирная диагональная черта - автомобиль готов. Заправившись здесь же, на территории фирмы, "правильным" топливом, контролер выезжает на небольшую испытательную трассу. Конечно, максималку здесь не замеришь (для этого периодически ездят на специальные дороги), но ровный асфальт, "волны" и даже брусчатка - есть. Контролер проверяет не только работу коллег, но и те системы, в которые на "Брабусе" не вторгались.

Вот теперь в таблице умножения появилась галочка. Это означает: машину можно отправлять заказчику. Он получит фирменную инструкцию и гарантию, такую же, как заводские автомобили, - три года или 100 тыс. км пробега. Правда, эти условия действуют только в странах ЕС.

Наш автомобиль действительно "умножился" - в том числе, конечно, в цене. Скажем, в два раза по сравнению со стандартом - для "Брабуса" не предел.

...В шоу-руме в Боттропе на первый взгляд нет ничего необычного: надраенные машины, витрины с запчастями и аксессуарами, приветливый, улыбчивый персонал. Но есть одна интересная деталь. Через стеклянную стену посетитель видит, как этажом ниже в сборочном цехе рабочие заканчивают очередной автомобиль: ставят колеса и сиденья, полируют кузова. Эта картина - не хуже иной рекламы. На спорый труд искусного ремесленника всегда приятно смотреть. Тем более, если Ремесло соседствует с высокими технологиями.

Последнее достижение мотористов из Боттропа - 6,3-литровый двигатель с двумя турбокомпрессорами развивает 640 л. с./471 кВт.

"Полуфабрикат" с демонтированными бамперами и двигателем: уже не "Мерседес-Бенц", еще не "Брабус".

Автомобили с самым мощным

640-сильным мотором оснащают тормозными дисками диаметром 375 мм спереди и 355 мм сзади (на стандарте - 360 и 330 мм) и передними суппортами с 12 поршнями.

"Смартам" в шоу-руме не случайно уделили много места. Спрос на тюнинговых "умников" таков, что скоро неподалеку от основного здания фирмы заработает совместное предприятие "Брабус"-"Смарт".

Салон оформлен по полной программе.

Подпишитесь на «За рулем» в