Мягкой посадки!

МЯГКОЙ ПОСАДКИ!

ТЕХНИКА

Конструкции

СОВРЕМЕННЫЕ СИДЕНЬЯ

МЯГКОЙ ПОСАДКИ!

АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Фраза "Сиденье - основной элемент безопасности автомобиля", сказанная Х. Галлом, одним из ведущих специалистов фирмы "Джонсон контролс", где, в частности, проектируют интерьеры, - вовсе не преувеличение. Именно к сиденью привязаны ремнями наши бренные тела, из сиденья "растет" спасительный при ударе сзади подголовник. Спинка и крепления кресла при столкновениях должны выдержать усилия в несколько тонн, не нанеся при этом травм голове и позвоночнику.

Хорошее сиденье по-своему помогает предотвратить ДТП: оно поддерживает тонус водителя, не дает уснуть на ходу. А неудачное кресло может даже погубить здоровье. Так, исследования, проведенные впервые самолетостроителями, показали: после нескольких часов неподвижности у человека развиваются застойные явления в конечностях, приводящие к тромбозам.

До 1960-х годов автомобильное сиденье было, по сути, лишь мягким стулом, довольно простым по конструкции. В борьбе за безопасность и комфорт сиденья изменились почти до неузнаваемости. Современное гоночное "корытце" весит около 3,5 кг, зато кресло "Майбаха" тянет... на все 70!

ЧТО ПОД КОЖЕЙ?

Давайте "обдерем" обивку с сиденья "Фольксвагена-Фаэтон" (см. фото). Не правда ли, больше похоже на катапультируемое кресло истребителя (кстати, здесь и пиропатроны есть!). Но вместе с обивкой мы удалили часть интересных устройств. В кожу с помощью фирмы "Сименс" зашиты датчики OCS (Occupant Classification System - система классификации пассажиров). Это - "подстилка", чувствующая вес и положение седока. Необходимость таких датчиков выяснили, совершенствуя надувные подушки. Последние могут не только спасти, но и изувечить. Например, если спутают взрослого с ребенком или не учтут, что перед столкновением пассажир, задремав, сполз вперед. А если на сиденье не человек, а сумка с покупками, тратить на ее спасение дорогостоящую одноразовую подушку и вовсе не стоит. В общем, сверхчувствительный "коврик" и работающий в связке с ним контроллер распознают, кто и как сидит в кресле, и выдают оптимальные команды устройствам безопасности.

Есть, впрочем, другие конструкции. Упростить обивку позволяют четыре датчика AWS (Advanced Weight Sensing - "продвинутое" определение веса), установленные в направляющих кресла. Испытывают также системы, которые руководствуются... данными видеосъемки. Камера фиксирует все, что происходит в машине. Однако беспристрастный "соглядатай" наверняка понравится не всем покупателям.

ПРОВЕТРИТ, ПОГЛАДИТ, РАЗВЛЕЧЕТ

Конечно, кресло с такими "наворотами" стоит дорого. Но помимо систем безопасности, пока, увы, малопопулярных в России, в современных сиденьях немало других устройств.

Например, вентиляторы и массажеры. Потеть в поездке не хочется, наверное, никому. Отношение к массажерам более сложное: приятно ли на ходу вдруг ощутить толчок в спину или... ниже? Но медики утверждают: здоровье дороже не только денег. Стоит смириться с механическим массажистом, чтобы избежать радикулита, тромбоза и других, в том числе специфических мужских заболеваний.

Кстати, долго сидеть в спортивном кресле с развитой боковой поддержкой тоже не здорово. Повторим: человеку необходимо время от времени поерзать на сиденье, поменять позу. Но как удержаться на месте в крутом вираже? Конструкторы "Мерседес-Бенца" создали мгновенно надувающиеся в нужный момент валики по бокам спинок. Когда автомобиль вышел на прямую, поддерживающие эйрбэги пустеют и отпускают седоков на волю.

Что еще умеет автомобильное сиденье? Например, разговаривать, если в спинку вмонтированы маленькие динамики мобильного телефона. Рядом умещаются откидные (конечно, травмобезопасные!) столики для задних пассажиров, а заодно цветные экраны видеосистемы. Разумеется, в мониторах нет стекла. Конструкторы не допустят, чтобы вы приложились носом о взрывоопасную вакуумную электронно-лучевую трубку.

На создание многофункциональных кресел расходуют гигантские средства. Так, разработка не самого сложного мультиконтурного (по терминологии фирмы) сиденья новой "Вектры", способного перемещаться в... 18 направлениях, обошлась "Опелю" в 75 миллионов евро.

Совершенствование кресел продолжается. Фирма "Джонсон контролс" показала "концепт-сит" Live Back. Оно автоматически подстраивается под любую фигуру седока и создает независимый подпор верхнего и нижнего отделов позвоночника. Ради уменьшения массы каркас сделали из магниевых сплавов.

На фирме "Вольво", которая, кстати, впервые еще в 1964-м сделала кресло с поясничным подпором, считают, что сиденья вседорожника ХС90 близки к идеалу. "Пассажир должен сидеть не "на", а в сиденье, но при этом быть не стесненным в движениях. Человек не должен вообще замечать кресло - как воздух. В конце долгого пути водитель почувствует себя так же свежо, как и в начале", - говорит эргономист "Вольво" Леннарт Лидберг. Казалось бы, так просто...

Такое множество регулировок позволяет устроиться с комфортом.

Впервые поясничный упор появился в "Вольво-Амазон" 1964 года благодаря Нильсу Болину, известному изобретением ремня безопасности.

"Сименс" прячет датчики нагрузки в обивке (вверху) или в салазках (внизу), работают они примерно одинаково.

Сиденье "Фольксвагена-Фаэтон": 1 - электропривод подголовника; 2 - рычажный механизм подголовника; 3 - электропривод наклона подголовника; 4 - электропривод поясничного упора (вперед-назад); 5 - вентилятор; 6 - регулятор высоты подушки; 7 - пиропатрон преднатяжителя ремня; 8 - пульт управления; 9 - дополнительный подмотчик поясной ветви ремня; 10 - электропривод наклона спинки; 11 - поясничный упор с массажером; 12 - электропривод поясничного упора (вверх-вниз); 13 - пиротехнический модуль боковой подушки безопасности.

Подпишитесь на «За рулем» в