Сколько до земли?

СКОЛЬКО ДО ЗЕМЛИ?

ТЕХНИКА

самые-самые

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ

СКОЛЬКО ДО ЗЕМЛИ?

МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ

Многочисленные тюнинговые фирмы, создатели спортивных машин тратят уйму времени и сил, уменьшая клиренс автомобилей. Впрочем, "приседания" не всегда на пользу. Дорожный просвет, пожалуй, одна из самых широко варьируемых характеристик...

ПРИТЯЖЕНИЕ АСФАЛЬТА

Чтобы машина была устойчива на высокой скорости, необходимо расположить центр тяжести как можно ниже, то есть сделать авто приземистым. Естественно, рекордсменами были и останутся гоночные автомобили, чья среда обитания - "тепличные" условия тщательно подготовленных трасс. Пример - болиды формулы 1.

В гонке, где счет идет на сотые и тысячные доли секунды, миллиметры дорожного просвета подобны той капле на чаше весов, которая принесет победу. Клиренс влияет на прижимную силу и позволяет увеличить скорость, не опасаясь за управляемость. Секрет прост: чем меньше воздуха обтекает автомобиль снизу, тем сильнее разрежение под днищем, притягивающее болид к асфальту словно мощнейший магнит.

Чтобы уравнять соперников, организаторам пришлось скрупулезно регламентировать конструкцию, в том числе и величину клиренса. Однако замеры проводили после гонки в статическом положении, что позволяло обойти правила с помощью хитроумных подвесок, уменьшающих просвет во время гонки. Сегодня обмануть рефери не удастся: просвет контролируют чрезвычайно любопытным способом. К днищу крепят так называемый брус скольжения - как правило, из прессованной древесной стружки, пропитанной особым составом. Если после заезда он стесан на большую, чем допустимо, величину - 10 процентов, дисквалификации не избежать. Толщина бруса скольжения всего... 10 мм, а просвет между ним и дорогой примерно 50-70 мм.

Но абсолютные рекордсмены все-таки карты: ведь у них, по сути, нет подвески, а клиренс, регламентируемый правилами, - не менее 25 мм.

Конечно, реалии повседневности не позволяют опустить серийные машины столь низко. Тем не менее, рожденные для полета в левом ряду автобана купе вроде "Салина-S7" или "Сбарро-GT12" могут похвастать просветом в 100 мм. Что хорошо на гладкой трассе, доставляет неприятности в городе: припарковать дорогую игрушку, не повредив "золотой" бампер о бордюр, ох как непросто. С проблемой борются самыми современными методами - на "Феррари-Энцо" есть специальная кнопка, нажав которую задирают нос машины при подъезде к тротуару! Шик, да и только!

ПОД НЕБОМ ГОЛУБЫМ

Как добраться в пункт назначения по размытому полю, бурелому или вброд? Естественно, на вседорожнике!

В погоне за проходимостью машины поднимают все выше. Экстремальный пример - японская "Тойота-Мега Крузер" с клиренсом... 420 мм! Справедливости ради отметим, что к обычным вседорожникам эту "Тойоту" отнести трудно, поскольку ее разрабатывали исключительно для военных. "Мега Крузер" состоит на службе в армии и береговой охране Японии. Такая специфика объясняет малую известность гиганта даже на родине (внешне он смахивает на куда более "раскрученный" американский "Хаммер"). За несколько лет правительство заказало чуть больше сотни автомобилей. Каждый обошелся бюджету почти в 90 тысяч долларов. Заговорили о "Мега-Крузере" лишь недавно, когда его официально назвали самым дорогим вседорожником Японии.

Среди чемпионов "по прыжкам в высоту" даже "Мега Крузер" бледнеет по сравнению со специальными аппаратами, которые формально относят к автомобилям. Гигантские портовые краны на колесах предназначены для разгрузки многотонных судов.

Финская компания "Конкрэйнс" поставляет своих великанов на все континенты, ее доля на мировом рынке достигает 50%. Краны изготавливают на заводе фирмы, разбирают, грузят на корабли и отправляют в порт назначения. Здесь вновь собирают и "ставят на ноги" - 16 колес.

Махина способна поднять за один заход до 50 тонн, снабжена спутниковой навигацией для ориентирования контейнеров, а также множеством хитрых электромеханических систем: антираскачивания, точного позиционирования, антиопрокидывания. Следить за всеми действиями "Гулливера" водителю, вернее, оператору помогает система видеонаблюдения. Дорожный просвет махины немного меньше высоты, которая составляет... 20 м. Из кабины такого чудища не только формульные болиды - автобус, проскочивший между колес, покажется компактной и очень приземленной машиной...

Гоночный "Ауди-R 8"

во время заезда порой чиркает днищем

по асфальту.

Дорожный просвет

британского

"ТВР-Цербера спид 12" всего 110 мм.

"Тойота-Мега Крузер"

пройдет туда, куда

не ступало ни одно колесо.

Портовый кран фирмы

"Конкрэйнс" всегда

на высоте.

Подпишитесь на «За рулем» в