Автомобили в Крыму: годовой отчет
ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Автомобильный Крым начался с дежавю: на площади перед симферопольским аэропортом перед нами вразвалочку, по-моряцки развернулся троллейбус Skoda 9Tr. Они еще на ходу? Позже выяснили, что такие «тролли» до сих пор шпарят по улицам Симферополя, Ялты и Алушты (стоимость проезда по городу – 7 рублей). Их сместили только с самого известного в мире троллейбусного дальнобоя Симферополь – Ялта.
Подошедший к остановке «тролль» был без рекламы на бортах, отчего появилось ощущение, что мы попали в прошлое. Усилилось оно еще больше, когда обнаружилось, что из трех пунктов бюро автопроката, находящихся в здании аэровокзала, не работает ни один. Не сезон? Что ж, поедем на троллейбусе.
Вот чтó объединяет крымчан и автомобилистов остальной России, так это дороги. Если не брать Москву с Питером да пару десятков образцово‑показательных шоссе в регионах, местные дороги не особо сильно отличаются в худшую сторону от общероссийских. Единственный минус – нечеткая разметка. Хотя наверняка ее обновят к лету. Междугородные трассы, городские проспекты и улицы можно оценить на троечку с плюсом. Но есть исключения: такие рытвины и ямы, как на остановке перед симферопольским Центральным автовокзалом, надо еще поискать.
Объединяет нас и наличие пробок. В Крыму они тоже есть – в часы пик движение весьма нервное. От дней вчерашних осталась табличка к дорожному знаку ограничения скорости в силу погодных условий – на ней украинская снежинка вместо нашего облачка с дождем. Часто встречаются билборды с напоминанием об обязательной покупке полиса ОСАГО. Установленные на спусках щиты с призывом «Водій, не вимикай передачу!» понятны без перевода.
Начиная с апреля прошлого года с полуострова ушли крупные и широко известные заправочные сети, однако по оставшемуся фирменному обличью прежних хозяев легко узнать. Качество топлива, по мнению местных таксистов, хромает. Литр бензина А95 Супер местной заправочной сети TES стоит 40 рублей 80 копеек. Дизтопливо – 36 рублей 50 копеек. Газ тоже дороже: 22 рубля 40 копеек.
ПРО ГАИ
В интервью местному агентству Крыминформ начальник Симферопольского отделения МРЭО Управления ГИБДД Крыма Сергей Фомин рассказал, что до присоединения к России в Крыму было зарегистрировано около 800 тысяч единиц транспорта и выдано более миллиона водительских удостоверений. Со сменой юрисдикции начался процесс замены документов и номеров российскими, но так как срок окончания этой акции не установлен, то по дорогам до сих пор колесит приличное количество легковушек и прочего транспорта с украинскими номерами серии АК и даже с более старым украинским кодом 01. Хватает и машин, зарегистрированных в регионах Украины.
Если машина была зарегистрирована в Крыму, проблем с ее перерегистрацией нет. Автовладельцы рассказали, что сейчас на эту бесплатную процедуру тратится часа полтора. А поначалу люди занимали очередь с ночи… Потом как-то навели порядок, ввели электронную запись. Переход на российскую регистрацию выгоден и экономически – из-за более низкой стоимости полиса ОСАГО.
Труднее с автомобилями, которые зарегистрированы на континентальной Украине. Что с ними делать дальше, не знает никто. Есть и автовладельцы, которые не спешат перерегистрировать свой транспорт на российские номера, поскольку намереваются в будущем ездить на Украину. Поменяешь номера, а машина все равно останется в украинской базе данных – и при переходе границы возникнет подозрение на угон, возможен арест и так далее.
С 1 января 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Он запрещает эксплуатацию транспорта, не укомплектованного шинами по сезону. Крымские гаишники быстро сориентировались и стали останавливать машины на летних шинах – хотя в январе в Симферополе было +14 ºС. Еще один январский штрих: зимнюю омывайку продают на заправках в литровых флаконах в виде концентрата.
ПРО МАШИНЫ
Официальных автодилеров в Крыму мало. Те, что были под украинской юрисдикцией, либо закрылись, либо, кто поразворотливее, переориентировали бизнес на поставки из России. Из премиальных брендов пока работает только салон BMW, из народных есть дилеры Renault, Peugeot, Nissan, Skoda, Volkswagen, Geely. Из исконно отечественного официально представлены УАЗ и Лада. Если местным автомобилистам захочется купить Kia или Chevrolet, их надо заказывать у серых поставщиков. Впрочем, люди не заморачиваются и выбирают из того, что есть.
Скажем, в Симферополе у официального дилера марки Nissan мы обнаружили в наличии десяток седанов Sentra в хорошей комплектации. Цена та же, что у дилеров на Большой земле: 824 000 рублей. Наибольшим спросом пользуется Almera, но живых машин нет – дефицит.
Дилеры Peugeot готовы продать любую модель в любой момент: в наличии вся гамма – от маленького Peugeot 208 до кроссоверов 2008 и 3008.
Конечно, в Крыму валютная паника в конце прошлого года тоже подстегнула покупательский спрос. Самые нетерпеливые ездили за новыми машинами в Краснодар, Ростов‑на-Дону и даже дальше. Сейчас вроде все успокоились.
Вторичный рынок разнообразен. Раритетные вазовские «шестерки» и «семерки» предлагаются по цене от 50 тысяч до 180 тысяч рублей, причем состояние некоторых – на пять с плюсом!
Экзотика в виде румынского лифтбека Dacia 1310 (в свое время эти машины продавались весьма активно) и Логаны всех мастей, включая неизвестные в России дизельные версии по цене до полумиллиона рублей, – это украинское наследие. Логаны долгое время шли здесь под маркой Dacia, и комплектации у них были совсем иные, чем у российских машин. Непривычно и широчайшее предложение ЗАЗов всех мастей, включая пикапы и забытый у нас лифтбек Славута.
За Renault Duster 2012 года (передний привод, пробег 38 000 км) в специализированном салоне просят 735 тысяч рублей (с торгом). В центральной России ценовая вилка на похожий автомобиль составит 600– 730 тысяч рублей. Почти те же деньги.
А вот Skoda Octavia 2012 года. На полуострове за нее можно выручить около 600 тысяч. Но если номера на машине украинские, то, переправив ее в страну приписки, можно выручить сумму, эквивалентную 950 тысячам рублей. Отчасти этим можно объяснить нежелание некоторых крымчан вешать на свои машины российские номера. В мае прошлого года аналитическое агентство «Автостат» высказало предположение, что при грамотных инвестициях в местный рынок он может выйти на докризисный уровень в течение двух- трех лет (к 2008 году в Крыму ежегодно продавалось 20–25 тысяч новых легковых автомобилей). Правда, с той поры многое изменилось, а потому сейчас говорить о перспективах сложно.
ПРО ЖИЗНЬ
Симферополь, Ялта, Севастополь… Крымчане разные, но всех объединяет один вопрос: как жить дальше?
Пожилой таксист на «девятке» 1989 года выпуска посетовал, что работать по российским законам ему невыгодно: машина старая, а надо регистрироваться как индивидуальный предприниматель, получать ИНН, отчитываться по налогам. Раньше подобными формальностями здесь не заморачивались. Аналогичные думы тревожат владельцев гаражных сервисов.
Здешние водители не отвыкли совершать обгоны по встречке и зачастую ездят непристегнутыми, а платная парковка в Ялте у главной набережной пока воспринимается местными как сущий курьез. По улицам не рыскают «акулы»-звакуаторы, да и «письма счастья» еще не приходили в почтовые ящики. Но ведь придут же.
Крымчане, делившиеся своими мыслями по поводу дня завтрашнего, напомнили мне выпускников школы после получения аттестата зрелости: впереди новая и неизвестная жизнь. Но раз мы в свое время прошли этот путь, значит, им он тоже под силу. Разве что времени на освоение житейской науки у них меньше.
А самый вкусный борщ варят в столовой № 9, что напротив штаба Черноморского флота в Севастополе. И заливное с горчицей – пальчики оближешь! Горчица, кстати, остра не до сумасшествия, а в меру. Так сказать, вежливая.
Дословно
GQ7Q4571
GQ7Q4571
Денис КРАВЧЕНКО, начальник отдела продаж компании «Автодель-М»
Мы одними из первых получили статус официального российского дилера Peugeot в Крыму, оттого у нас такой богатый модельный ряд. Самая популярная модель – Peugeot 408. Российская сборка, седан, доступная цена и дизельный мотор – у нас это ценится.
Поддержка клиентов – одно из приоритетных направлений нашей работы. Компания «Фольксваген Груп Рус» поставляет автомобили дилеру в Крыму, который является официальным представителем марки Volkswagen на протяжении десяти лет. Дилер предлагает полный спектр услуг: продажа новых автомобилей и запчастей, а также техническое обслуживание, включая гарантийное.
DUD
DUD
Екатерина ДУДЫКИНА, PR-менеджер марки УАЗ
У нас есть один дилер в Симферополе, в планах – открытие центра в Севастополе, а также запуск дополнительной технической станции в Симферополе. В Крыму множество туристических маршрутов пролегает по бездорожью, поэтому мы уверены: продажи наших вседорожников будут успешными.
06 Krim_zr 03_15
06 Krim_zr 03_15
Даниил ШКАПОВ, старший продавец дилерского центра Nissan в Симферополе «Авторитет-М»
В конце 2014 года у нас повторилась ситуация 2008 года, когда гривна упала в два раза по отношению к рублю. Тот объем машин, который в обычное время продается в течение полугода, при осеннем обвале рубля разошелся за два месяца. А вообще, Nissan в Крыму популярен, как и во всей России.