"неубиваемая" батарея
ТЕХНИКА
Новинки
ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ
"НЕУБИВАЕМАЯ" БАТАРЕЯ
Применительно к аккумуляторным батареям более привычен термин "необслуживаемая". При этом подразумевают, что в течение срока службы не придется доливать дистиллированную воду. Правда, сам срок ограничен обычно 3-5 годами. Новая же батарея GAIA не только не требует доливки, но еще и способна... пережить автомобиль.
Батарея, представленная фирмой из Тюрингии, сделана на основе литий-ионной технологии, больше знакомой по источникам питания мобильных телефонов и портативных компьютеров. Но вот на проходившем в Ницце III конгрессе AABC (Advanced Automotive Battery Conferen-ce) фигурировали и стартерные литиевые аккумуляторы. Причем не только для перспективного напряжения бортовой сети 42 В, где не требуется столь огромных токов, но и для привычных нам 12 В.
Это предмет особой гордости инженеров GAIA, которым удалось добиться лучших, чем у свинцового аналога параметров при вполовину меньших габаритах и втрое меньшей массе! Конечно, новинкой сразу же заинтересовались представители ведущих автомобильных концернов. Более того, уже в этом году им будут переданы для испытаний образцы таких аккумуляторов.
В батареях GAIA жидкого электролита нет и в помине, он заменен специальным твердым полимерным слоем. Фактически каждая ячейка с напряжением 3,8 В (термин "банка" уже не подходит) получается сворачиванием в плоский пакет или круглый цилиндр анодной, электролитной и катодной лент. При этом достигается объемная плотность энергии 270 Вт.ч/л и удельная - 500 Вт.ч/кг. Масса ячейки емкостью 50 А.ч всего 1,5 кг, а нужно их не более четырех.
Что же касается температурной зависимости параметров новой батареи, то до
-25°С они почти не изменяются и лишь затем отдаваемое напряжение начинает существенно снижаться. При -40°С вместо 3,8 В каждая ячейка отдает только 2 В. Правда, в теплой Ницце это никого не обеспокоило...