Сто лет ожидания

СТО ЛЕТ ОЖИДАНИЯ

ТЕХНИКА

Новинки

ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ

СТО ЛЕТ ОЖИДАНИЯ

В 1902 году американец Вильям Т. Лайтон (Wil-liam T. Lighton) запатентовал бесступенчатый вариатор из двух металлических конусов и колечка. Конструкция была вполне работоспособной: действительно, при перемещении фрикционного кольца вдоль конусов передаточное отношение плавно изменялось. Но гладко было на бумаге... И дело даже не в том, как подвинуть кольцо в нужное положение - трудность состояла в передаче крутящего момента через почти точечные пятна контакта. Этот орешек оказался настолько твердым, что изобретение не принесло автору дивидендов при жизни.

Лишь в 1986 году таким вариатором заинтересовалась фирма GIF (Gesellschaft fu..r Industrieforschung) из Альсдорфа (Германия). Ее инженеры, конечно же, отдавали себе отчет в предстоящих сложностях, но надеялись на прогресс в химии и технологии - как-никак почти век прошел... И вот - на стенде готовый образец очень компактного вариатора с начальным передаточным отношением 1:14, изменяющимся в 6,3 раза, способный передавать момент до 500 Н.м!

Секрет оказался "прост" - все дело в "волшебной" жидкости. Ее тончайшей пленкой покрывают контактные поверхности конусов. Это не смазка, хотя именно благодаря ей практически отсутствует механический износ. Через вязкую жидкость передается крутящий момент, но будь это масло, выходной конус можно было бы остановить руками. Свойства "флюида" постоянны в диапазоне температур от -40 до +120°С. Это стало возможным благодаря введению в него так называемых длинных молекулярных цепей.

Новый вариатор особенно пригодится автомобилям компакт-класса с поперечно расположенным двигателем: ведь его компоновка, габарит и масса 59 кг будто специально приспособлены для маленьких машин. Пока фрикционное колечко "наматывает километры" и моточасы на стендах и в подопытном "Мини". А осторожный Рольф Лауфс, руководитель разработки, говорит, что серийное производства KRG (Kegelring-getriebe - конически-кольцевая передача) начнут лишь в 2007 году.

Самое интересное - механизм перемещения кольца, потребляющий всего 20 Вт - авторы, конечно же, не показали. Да и состав фрикционной жидкости не разглашают.

Подпишитесь на «За рулем» в