Инициатива: новый дорожный знак может сократить жертвы на дорогах
В 2011 году под эгидой ООН стартовала международная программа «Десятилетие действий за безопасность дорожного движения». Стартовала, между прочим, по инициативе РФ. Парадокс, но аналогичная Федеральная целевая программа (ФЦП) самого инициатора на 2013-2020 годы недофинансирована почти на 60%, т.е. почти на 60 млрд руб. против ранее планируемых цифр. Справедливости ради стоит отметить, что первая наша программа (2005-2012 годы), была не выполнена не только из-за недофинансирования (тогда — на 8 млрд руб.), но и по причине резкого роста автопарка страны. Ожидалось, что смертность на дорогах сократится в полтора раза: с почти 35 тыс. в 2004 году, принятом за точку отсчета, до 23 тыс. в 2012-м. Однако программа оказалась недовыполненной — в отчетный год страна потеряла на дорогах 28 тыс. человек.
Фронтовые сводки
По статистике ГИБДД, всего с 1985 по 2012 год включительно на наших дорогах погиб 854 061, а ранения различной степени тяжести получили 6 093 600 человек. То есть суммарно это почти семь (!) городов-миллионников погибших и раненных, а травмы в ДТП приравниваются по тяжести к фронтовым. В 2013 году речь шла о 27 тыс. погибших и около четверти миллиона раненых, по аналогии ситуация складывалась и в 2014-м. Но куда неприятней вот какой факт: притом что смертность от ДТП в России в расчете на 1000 жителей намного выше, чем в большинстве развитых стран, у нас не наблюдается устойчивой долговременной тенденции к снижению этого показателя.
Все вышесказанное говорит о необходимости революционных инноваций в области БДД. Пока же у нас тут, скорее, раздолье для бизнесменов — платные парковки, камеры видеонаблюдения, штампующие штрафы один за другим. Особняком стоит идея о 50-процентных скидках за скорость обналичивания «писем счастья». В Германии, например, если камера видеонаблюдения зафиксировала правонарушение, уведомление присылают немцу по почте, и ему вряд ли придет в голову не платить штраф. А у нас за это еще и дисконт причитается. Где тут хоть намек на БДД?
Гиблые места
Известно, что во всем мире ДТП концентрируются на определенных участках дорог, называемых «очагами аварийности», «местами концентрации ДТП» или «гиблыми местами», а также «опасными участками» и даже «черными точками». По данным исследований, на этих участках совершается 20-40% ДТП, хотя их протяженность составляет всего 2-5% протяженности всех дорог.
По статистике ГИБДД РФ, 70% аварий на наших дорогах — так называемые очаговые. Причем еще в начале 1970-х годов в МВД (ГАИ) СССР пришли к заключению, что на некоторых участках дорог страны аварийность в 2-4 раза превышает среднестатистическую по стране. Парадоксально, но значительная часть необъяснимых аварий при этом происходила на участках с хорошей видимостью, где асфальтовое покрытие соответствовало ГОСТу.
Очагом ДТП в городе является участок дороги, протяженность которого не превышает 400 м и на котором в течение года произошло три и более ДТП (суммарно с пострадавшими и материальным ущербом). Средняя длина участков составляет 100-150 м. Очагом ДТП на внегородской дороге является участок, не превышающий 1000 м, на котором в течение года произошло два и более ДТП или три и более ДТП за последние два года.
Во многих странах Европы и Северной Америки уже появились дорожные знаки «Внимание! Геопатогенная зона!». Во Франции, к примеру, одно время такие опасные участки дорог даже красили в различные цвета. Сейчас такое практикуется в той же Испании (часто их можно встретить на горных серпантинах). В Германии, например, есть знак «Осторожно, геопатогенная зона» и табличка с надписью «Опасность неизвестного происхождения», которые «остановят» законопослушного немецкого водителя.
Что же делается с такими гиблыми местами у нас? Тут показательна реакция наших водителей на существующую информационную табличку «Внимание! Аварийно-опасный участок». А точнее — отсутствие этой реакции. В ходе подготовки материала мы сняли небольшой ролик, демонстрирующий это наглядно, на одном из участков дорог в Самарской области (заранее просим отнестись с пониманием к неудовлетворительному качеству съемки, так как задача стояла произвести ее скрытно). Полагаю, каждый из читателей сможет подтвердить это и по своему водительскому опыту. Кроме того, среди посетителей сайта «За рулем.РФ» был проведен опрос, в котором приняло участие 7533 человека, с целью выяснить, как они реагируют на подобные оповещения (результаты — в диаграмме ниже).
Наконец, нередко вычислить участки повышенной концентрации ДТП довольно просто — по обилию памятников, крестов и венков на обочинах.
Новый знак
Очевидно, что «фатальная стабильность» требует принятия кардинальных, инновационных мер. Ведь пока мы по указке чиновников пытаемся изучать западный опыт, продолжают гибнуть люди. Мой путь решения проблемы — разработка нового, более действенного знака «Здесь гибнут люди в ДТП». Вот уже 25 лет я пытаюсь ввести его в обиход (запатентован как промышленный образец в Роспатенте в 2012 году). В ответ на все мои попытки руководство ГИБДД неизменно ссылается на знак 1.33 «Прочие опасности», который якобы предупреждает и о смертельно-опасных участках дорог. Но инспекторы не признают геопатогенных, аномальных мест на дорогах, т.е. не обозначает имеющимся знаком такие места! В то время как именно предупреждение о возможной смерти в ДТП в данном месте дороги – лучшее предупреждение самой опасности.
Предлагаемый знак контрастного красно-черного цвета (цвета траура во многих странах мира). На сегодня он единственный в мире предупреждает, что впереди участок дороги, где можно погибнуть в ДТП. Мозг срабатывает моментально, ведь страх смерти у человека сильнее всех других чувств и мотиваций: уже с 5-летнего возраста он воздействует прямо на подкорку мозга на подсознательном уровне («нельзя, смертельно!»). Это как изображения пораженных раковой опухолью легких человека на пачках сигарет.
В качестве эксперимента мы сняли еще один ролик (см. вторую часть того, что представлен выше), показывающий, как реагируют водители на незнакомую табличку. Понятно, что фактор неожиданности здесь играет определенную роль. И все же очевидно, что сам дизайн и цветопередача тут куда убедительнее, чем у привычных, игнорируемых табличек. Важно: новый знак непременно должен быть с указанием ограничения скорости под ним!
В Европе и по всему миру появилось множество дорожных знаков схожего направления, для гиблых, смертельных мест на дорогах. Но в отличие от европейских, в нашем случае мы имеем дело со всеми видами «необъяснимых», но статистически установленных в данном месте дороги смертей.
И о главном. На фоне минимальных возможностей финансирования программы по БД, дорожный знак – самый экономичный метод борьбы с ДТП и их последствиями. Очевидно, что предлагаемый знак заметно окупаемее, чем те же камеры видеонаблюдения. По затратам один комплекс фиксации (1 млн руб.) соответствует изготовлению 200 знаков (5 тыс. руб./шт.), а это оборудование ими 20 (!) очагов ДТП, т.е. целиком одного крупнейшего город РФ с населением до миллиона человек. Если установить по стране 50 тыс. знаков (250 млн руб.) на все (!) ныне известные смертельные очаги и при этом исходить из того, что лишь на каждом десятом эффект будет исчисляться одной спасенной жизнью в год, то в масштабах страны это даст эффект в 1,250 млрд руб. в пересчете на выплаты по ОСАГО. Иными словами, с каждого затраченного рубля даже при максимальном допуске мы выручаем 4,71 руб. (для комплексов видеофиксации — лишь 3 руб.). Более подробные расчеты по запросу готов представить в комментариях ниже.
На моей стороне ст. 3 и 49 Венской конвенции «О дорожных знаках и сигналах» от 8 ноября 1968 года (опубликована на сайте ГИБДД), которые позволяют экспериментально опробовать знак в отдельной стране (Россия также ратифицировала Конвенцию), а затем ввести его в обиход в случае положительного результата. Я не надеюсь на высокую эффективность своего знака, учитывая менталитет наших граждан. Скорее, я надеюсь на закономерность, давно установленную учеными: страх смерти действует на подкорку мозга быстрее всего и автоматически.
Дополнение
Выдержка из наставления по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (к Приказу МВД РФ от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»).
12. Порядок выявления и устранения мест концентрации ДТП.
12.1. Местом концентрации ДТП вне населенных пунктов является участок дороги, не превышающий 1000 м, на котором в течение года произошло два и более ДТП или три и более ДТП за последние два года.
12.2. Выявление мест концентрации ДТП и разработка мероприятий по обеспечению безопасности движения на них осуществляется на основе статистических данных аварийности, по мере их накопления, но не реже одного раза в год.
12.3. Мероприятия по ликвидации мест концентрации ДТП должны носить комплексный характер и включать меры, проводимые ГИБДД и владельцами дорог. Реализация мероприятий в зависимости от характера работ согласовывается с заинтересованными организациями.
12.4. Для выявления мест концентрации ДТП должен проводиться топографический анализ, который учитывает:
состояние проезжей части и обочин;
погодные условия и метеорологическую видимость;
особенности схем организации движения;
взаимное влияние транспортных и пешеходных потоков.
12.5. На основе проведенного топографического анализа разрабатываются первоочередные и перспективные мероприятия по ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
К первоочередным мероприятиям по организации движения относятся:
предупреждение об опасности, введение ограничения или приоритета в движении;
нанесение линий разметки, установка дорожных знаков.
12.6. Места концентрации ДТП находятся на учете в течение года.
По истечении этого срока принимается решение о снятии данного места концентрации ДТП с учета.
12.7. Результаты работы по выявлению и устранению мест концентрации ДТП заносятся в контрольно-наблюдательное дело.
Примечание: материал подготовлен по инициативе автора, его мнение может не совпадать с мнением редакции.