Герои былых сражений

ГЕРОИ БЫЛЫХ СРАЖЕНИЙ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

у камина

МУЗЕЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

ГЕРОИ БЫЛЫХ СРАЖЕНИЙ

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ. ФОТО: КОНСТАНТИН ЯКУБОВ

Еще недавно этот музей был закрыт для широкой публики. Те, кому посчастливилось побывать там, взахлеб рассказывали об огромной уникальной коллекции танков. Честно говоря, я не очень верил: думал, "избранные" специально приукрашивают, чтобы раззадорить непосвященных. Но когда впервые попал в Военно-исторический музей при научном и испытательном бронетанковом институте в подмосковной Кубинке, понял, как ошибался: очевидцы рассказывали лишь о малой доле интересных, редких экспонатов.

Семь огромных ангаров, около 300 танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок - вся история больших и малых войн ХХ века. Коллекцию в Кубинке начали собирать в 1931 году. Сегодня машины СССР, Германии, Великобритании, Франции соседствуют с малоизвестными, порой просто уникальными танками Чехии, Венгрии, Японии...

Неуклюжий британский Mk V нынче вызывает ироничную улыбку. А некогда машина с экипажем восемь человек и сверхмощным по тем временам 150-сильным мотором наводила ужас на полях Первой мировой войны. Для связи служила компактная... голубятня с почтовыми сизарями.

Ровесник британца - французский "Рено-FT 17" - пример совсем другой линии танкостроения. По размерам машина сравнима с "Окой", да и мотор 35-сильный. Правда, весил двухместный "малыш" побольше - 6,5 т. Кстати, "Рено" стал прототипом первого отечественного танка - "Борец за свободу Ульянов-Ленин" (он же - тип М, позднее - МС). Такой, конечно, тоже есть в Кубинке.

Среди образцов времен Второй мировой немало машин с автомобильной родословной: танки "Шкода" и "Прага", бронетранспортеры "Панар-Левассор".

Редчайшие экземпляры - трофейные японские танки (большинство после капитуляции в 1945-м попало в переплавку), венгерский "Зриньи" (сохранились лишь два экземпляра), немецкий "Маус".

Гигантскую машину спроектировал отец знаменитого "Фольксвагена" Фердинанд Порше. "Мышонок" ("Порше-205") массой 160 тонн с 200-миллиметровой лобовой броней оснастили мотором "Даймлер-Бенц" мощностью 1750 л. с. и двумя тяговыми электромоторами, по одному на каждую гусеницу. Немцы успели построить всего два абсолютно бесполезных на поле боя монстра. Танк, представленный в Кубинке, после войны вывезли из Германии по частям и собрали силами институтских умельцев.

В огромном собрании отечественных машин, конечно, тоже немало раритетов. Танковой гигантоманией болели не только немцы. Например, предвоенный Т-35 - единственный в мире пятибашенный танк, с двумя пушками и тремя пулеметами. Ему под стать... бронепоезд, вернее, мотоброневагон с танковыми башнями и орудиями.

Золотой фонд коллекции - редчайшие несерийные машины, проходившие испытания в бронетанковом институте, но не принятые на вооружение. Взять хотя бы необычный "Объект 279" производства Кировского завода. Машина 1957 года со сдвоенными гусеницами отличалась феноменальной проходимостью (говорят, проезжала даже по болотам), но посредственной управляемостью.

Стараниями сотрудников музея коллекция продолжает расти. А несколько раз в год часть машин выезжает на институтский полигон. Грозно ревя моторами, поднимая клубы пыли, танки-ветераны словно вспоминают былые сражения - и выигранные, и проигранные...

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Московская обл., Одинцовский р-н, Кубинка-1 (ст. Кубинка, Белорусского направления)

Часы работы: с 9 до 17.

Выходные: понедельник, вторник.

"Рено-FT 17" с ведущими деревянными (!) колесами выпускали до 1939 года.

В 1933-1939 гг. построили лишь 61 экземпляр советских Т-35.

Подпишитесь на «За рулем» в