Трудный путь к полису
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Приемная
СТРАХОВАНИЕ
ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОЛИСУ
ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ
Вот и пришел "день Х" - 1 июля. Те, кому предстоял визит в МРЭО, ожидали его с тревогой: ведь отныне при техосмотре или регистрации машины необходимо предъявить полис обязательного страхования гражданской ответственности, а приобрести его заранее было практически невозможно даже в Москве.
Эту ненормальную ситуацию создало правительство РФ, утвердившее правила "автогражданки" только в мае. Крайним же оказался автовладелец - его, без вины виноватого, ждал в МРЭО от ворот поворот...
Корреспондент ЗР встретился с зам. начальника управления "Ингосстраха" Андреем Колокольниковым, отвечающим за массовое автомобильное страхование.
- Андрей Константинович, как быть автовладельцу, который до 1 июля добровольно застраховал гражданскую ответственность? Освобождает ли это от обязательного страхования, если сумма в договоре достаточно велика?
- Нет, не освобождает! Это связано с различием правил обязательного и добровольного страхования. Но клиент имеет право выбора. Поясню на примере. Допустим, он живет в Москве и как владелец "Жигулей" добровольно застраховал полгода назад свою гражданскую ответственность на 10 000 долларов. Такой полис сроком на 1 год стоил у нас $163. Сегодня от этой суммы (так называемой страховой премии) осталась половина - $81,5. Первый вариант - целиком пустить остаток на обязательное страхование, тогда оно обойдется не в $132, а только в $50,5. Второй вариант - часть остатка использовать для обязательного страхования, а часть - для дополнительного, добровольного.
- Это как?
- Доплатив сверх "обязаловки" 35 долларов, клиент получит второй, "добровольный" полис на 15 000 долларов. У нас в эту сумму входит и лимит ответственности по обязательному страхованию - 400 тыс. рублей. Получается своего рода матрешка: внутри обязательное страхование, снаружи добровольное.
- А есть ли смысл доплачивать? Разница между матрешками не очень-то велика - около 2 тысяч долларов...
- Но правила страхования, как я уже сказал, разные! Лимит в 400 тыс. рублей может быть выбран только в случае, если причинен вред жизни или здоровью, а также имуществу нескольких потерпевших (статья 7 Закона). И если клиент, допустим, врезался на своих "Жигулях" в дорогую иномарку, причинив ей ущерб на 10 тысяч долларов, то по его "обязательному" полису страховая компания возместит владельцу иномарки не более 120 тыс. рублей, то есть 4 тысячи долларов. А если у виновника аварии есть полис добровольного страхования, будут выплачены и остальные 6 тысяч.
- На какую максимальную сумму автовладелец может застраховать свою гражданскую ответственность? 15 тысяч долларов - это ведь не предел?
- Дальнейшая градация у нас такая: 20, 50, 100, 500 тысяч и 1 миллион. Но там, конечно, тариф будет уже не 35 долларов (смеется).
- При обязательном страховании лимит ответственности разделен на две части: по жизни-здоровью (до 240 тыс. рублей) и по "железу" (до 160 тыс.). А при добровольном?
- Там разделения нет. Все возмещение берется, так сказать, из одного ящика. Добровольное страхование гибче. Но должен подчеркнуть, что это не везде так: если правила обязательного едины для всех компаний, то у добровольного бывают самые разные. Поэтому при заключении договора добровольного страхования советую предельно внимательно изучить его правила, особые условия, права и обязанности сторон, а не смотреть исключительно на тарифы. Встречаются очень гладкие, красиво звучащие правила, по которым, если вчитаться глубже, страховщик вправе отказать в возмещении ущерба любому клиенту! А полис при этом может стоить копейки.
- Я полдня провел рядом со страховым агентом, отвечавшим на телефонные звонки. Постоянно звучал вопрос: есть ли льготы по обязательному страхованию для инвалидов и пенсионеров?
- Для пенсионеров нет. Инвалидам же компенсируется половина уплаченной ими страховой премии, если они получили автомобиль через органы социальной защиты. А кто не получил - увы!..
- Кстати, какое сейчас при "автогражданке" ограничение по времени?
- Участники ДТП должны вручить или направить извещение о нем страховщику в течение пяти рабочих дней, а если авария случилась в отдаленном или труднодоступном районе - в течение 15 рабочих дней.
- Расскажите об этом извещении подробнее
- Это специальный бланк, который вручается клиенту вместе со страховым полисом, наклейкой на лобовое стекло и списком региональных представителей страховой компании. На нем предусмотрено место для схемы аварии и перечислены ее возможные обстоятельства ("менял полосу", "обгонял" и т. п.) - нужное просто отмечают крестиком. Специальные графы отведены для реквизитов участников ДТП и их страховых полисов. Если нет ущерба жизни и здоровью, а водители согласны в оценке обстоятельств аварии, они могут не вызывать ГАИ, а обратиться с заполненным извещением о ДТП на ближайший пост дорожно-патрульной службы или в орган милиции.
- К этой возможности надо привыкнуть. Боюсь, еще долго в силу традиции люди "до упора" будут ждать приезда ГАИ.
- Привыкнуть предстоит ко многому. "Автогражданка" влечет за собой очень большие перемены - и прежде всего в сознании водителей.