Законы рынка
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Стадион
ФОРМУЛА 1
ЗАКОНЫ РЫНКА
СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ. ФОТО: DPPI и ДПК
Пока все увлечены захватывающим сезоном-2003, решается судьба будущих чемпионатов мира. Какой будет формула 1 года этак через три-четыре?
Очевидно, что поменяются сами автомобили. ФИА пытается удешевить их путем унификации основных агрегатов. Пока только "Форд" поставляет моторы нескольким командам, да "Феррари" продает прошлогоднюю модификацию "Зауберу". Одна из идей Макса Мосли - каждый "моторист" работает на две команды. В принудительном порядке. Сами двигатели при этом должны выдерживать не менее шести гонок без замены! Попутно решается вопрос о едином поставщике тормозных систем.
Мало того, президент ФИА уже "вентилировал" возможность продажи ведущими командами своих шасси. Пока они относятся к такой перспективе без энтузиазма. "Нет ни выгоды, ни смысла в том, если мы продадим сопернику такую же, как у нас, машину, - говорит шеф "Мак-Ларена" Рон Деннис. - Получится, что мы вложим сумасшедшие деньги в разработку, в производство, а соперник эту сумму сэкономит. Все равно, как отдать ему половину наших средств. Примерно о том же говорят и производители моторов, правда, уже менее уверенно, чем год назад. В конце концов, не все ли равно, какая команда привезет эмблему БМВ или "Мерседес-Бенц" к победе?
На повестке дня остро стоит дальнейшее существование частных команд, не связанных "любовными узами" с автомобильными гигантами. Сегодня только "Заубер" более-менее прочно держится на ногах. "Джордан" потерял часть спонсоров и заметно сдал позиции. "Минарди", чей союз с "Газпромом" неожиданно оборвался, с трудом балансирует на краю пропасти и рискует повторить печальную участь "Проста" и "Эрроуза".
Не кто иной, как Берни Экклстоун, коммерческий хозяин чемпионата мира, подал пример: поддержал команду, за чьей спиной нет могучего покровителя. После Гран-при Канады Берни купил часть акций "Минарди" на 6 миллионов долларов. Эта сумма позволит "конюшне" дотянуть до конца сезона.
Пошли разговоры о дальнейших планах Экклстоуна. Может, он, некогда руководивший "Брэбхэмом", захочет возобновить свою деятельность как хозяин команды? Или же продаст свою долю некой крупной фирме-инвестору, желающей "поиграть" в формулу 1? Загадка. Шефы команд, в том числе владелец "Минарди" Пол Стоддард, сошлись во мнении, что у Берни определенно есть какой-то план.
Незадолго до того другая "маленькая команда" нуждалась в защите и справедливости. Эдди Джордан еще зимой подал иск на компанию "Водафон" (Vodafone), обвинив телекоммуникационного гиганта в одностороннем отказе от подписания 150-миллионного спонсорского контракта. "Водафон" в последний момент предпочла "Феррари", и теперь Эдди жаждет компенсации за "несостоявшуюся сделку". Вряд ли ему что-то перепадет.
Во всем этом видна работа заводских команд по... избавлению формулы 1 от влияния Экклстоуна. Маленькие команды за него, заступника, горой. Значит, надо попытаться устранить их с поля боя, попросту разорить, оставив Берни без союзников. Конечная цель: в 2007 году, когда истечет срок действия "Договора Согласия" (основной документ, определяющий коммерческий механизм формулы 1), компании БМВ, "Даймлер-Крайслер", "Форд", "Рено" и ФИАТ берут чемпионат мира под свой полный контроль. И тогда уже сами будут решать, какие нужны автомобили, двигатели и трассы. И сколько пилотов должно быть в команде - два или три.
Honda Element справедливости в этом, наверное, есть. Ведь Экклстоун не вкладывает в формулу 1 ни копейки, только стрижет купоны и настриг уже состояние, оценивающееся в 4 миллиарда! Правила, придуманные им для облегчения жизни бедных, богатым командам не нравятся. А скоро грядут нелегкие времена и для богатых команд: с конца 2006 года в формуле 1 вводится запрет на "табачных" спонсоров, без разницы, кто пользуется их услугами - команды, пилоты или организаторы гонок. А ведь чуть не половина бюджетов "Феррари" и "Мак-Ларена" - от "Мальборо" и "Вест"!
Однако это вынужденный шаг. Иначе формула 1 потеряет многие европейские этапы - в тех странах, где реклама сигарет вот-вот будет окончательно запрещена во всяком виде. Бельгия уже вышла из игры, на очереди - Австрия. В предварительном календаре-2004 ее уже нет, и даже Гран-при Сан-Марино значится как "резервная гонка". Зато появились Гран-при Китая и Бахрейна.
ФИА изучает возможность проведения новых гонок в "диких краях" - Мексике, Египте и даже Индии. А еще в Швейцарии, которая не проводит никаких гонок с 1955 года после трагедии в Ле-Мане, когда погибли 84 человека. И только сейчас надумала строить первый автодром. Отказ от "табачных" денег позволит проводить чемпионат там, где всем удобно. Его не придется постоянно перекраивать с учетом требований генеральных спонсоров ведущих команд.
Макс Мосли в одном из интервью поделился своим видением будущей формулы 1: "Не стоит ждать, что она станет намного дешевле. Это все равно останется клуб для избранных. Ведь мы не ограничиваем развитие технологий, мы лишь уменьшаем поле для приложения усилий ученых и конструкторов. Машины прибавят в надежности, а скорости, полагаю, возрастут. Конечно, в идеале хотелось бы получить дюжину равных по силам команд. Но я отдаю себе отчет в том, что это невозможно. Во все времена, в любых условиях и видах спорта, без разницы, гонках, футболе или атлетике - два-три лидера, группа середняков и несколько аутсайдеров. Есть определенные законы, обеспечивающие такой порядок вещей". По-видимому, президент ФИА имел в виду законы рынка.
Самой бедной команде чемпионата мира жизнь гарантирована только до конца сезона. А что потом?
Надписи Vоdafone украшают нынче борта красных машин.
Будущим формулы озабочены самые влиятельные фигуры. Глава концерна "Даймлер-Крайслер" Юрген Шремп (слева) беседует с Экклстоуном (справа).
Год назад, с "табачными" логотипами Benson & Hedges и бесплатным мотором "Хонды", "Джордан" и беды не знал.