ОСАГО: рост тарифов неизбежен
Почему мы должны платить больше? Казалось бы, в стране кризис, доходы у населения снижаются. А нам предлагают платить за полис ОСАГО больше.
Для начала напомню, что с августа прошлого года начали действовать поправки, которые увеличили лимит выплат по европротоколу с 25 тысяч рублей до 50 (в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области лимит по европротоколу – 400 тысяч). В октябре лимит выплат по поврежденному имуществу вырос со 120 тысяч рублей до 400 тысяч. Кроме того, был отменен общий лимит для нескольких повреждений. Теперь, даже если пострадавших несколько, каждый может получить по 400 тысяч. Уменьшился максимальный порог износа – теперь это 50%. В декабре страховщики в обязательном порядке стали руководствоваться единой методикой определения стоимости восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств. Это также повлекло увеличение сумм страховых выплат.
С 1 апреля увеличится и лимит выплат по вреду здоровью – до 500 тысяч. Здесь необходимо отметить, что если ранее выплаты пострадавшим по здоровью были смехотворными, так как потерпевшим было трудно собрать необходимые документы, то с апреля выплаты будут производиться по специальным таблицам. Уверен, что размер возмещений потерпевшим вырастет в разы.
Все это, на мой взгляд, требует от страховщиков большей финансовой отдачи. Поэтому и встал вопрос о повышении тарифов. Но ведь стоимость полиса и так возросла (напомню, что в октябре 2014 года максимальная базовая стоимость полиса ОСАГО увеличилась на 30%). По словам Натальи Данзурун, заместителя директора по страховым рейтингам агентства «Эксперт РА», тариф на ОСАГО нужно увеличить дополнительно на 30%. По ее мнению, этот шаг позволит надежным страховым компаниям, добросовестно выполняющим свои обязательства, остаться на рынке. Если же тарифы оставить как есть, то у автомобилистов опять возникнут проблемы с приобретением полисов ОСАГО. Страховщикам попросту будет невыгодно заниматься этим видом страхования.
Андрей Кинякин, управляющий партнер Akteon Asset Managment, полагает, что повышение тарифов менее чем на 50% не улучшит ситуацию на рынке. Многие страховые компании будут терпеть убытки в регионах. При этом эксперт не говорит о причинах убыточности регионов, ссылаясь лишь на рост затрат. На это обращает внимание Петр Шкуматов, координатор общественного движения «Синие ведерки». По мнению правозащитника, сегодня никто не может сказать обоснованно, точно и наверняка, какова справедливая стоимость ОСАГО. Данные страховщиков засекречены, а из тех данных, которые они публикуют в открытом доступе, выходит, что цену на этот вид страхования надо не повышать, а понижать. Но с позицией экспертов, предлагающих увеличение тарифа, все же соглашается.
«Очевидно, что цены на автомобильные запчасти и ряд работ в последнее время выросли, что увеличило издержки страховщиков на восстановление транспортных средств», – уверен Петр Шкуматов.
«Эксперты, рассчитывающие тарифы, говорят о необходимости двукратного увеличения стоимости полиса. Принимать решение о повышении тарифов необходимо после тщательной экспертизы, – считает Валерий Баскаков, директор «Независимого актуарного информационно-аналитического центра».
А вот руководитель Управления страховых организаций Мингосимущества России Саид Гафуров и без проведения исследований предлагает поднять планку стоимости полиса ОСАГО на 200-300%. Правда, лишь по отдельным категориям автомобилей. А в перспективе, по словам чиновника, тариф нужно сделать свободным.
А что думают по этому поводу сами автовладельцы? Мы провели опрос читателей, и в результате большинство (42%) оказалось не против повышения тарифа. Но с условием, что вырастут и выплаты. 29% согласны на поэтапное увеличение с учетом инфляции. Для 2% стоимость полиса и вовсе не важна, главное – это надежность компании. И только 27% готовы отказаться от покупки полиса из-за его дороговизны.
Как видим, и экспертное сообщество, и сами автомобилисты в большинстве за повышение тарифов. Но повышение должно быть обоснованным и продуманным. Одним увеличением стоимости полиса проблему не решить. Поменяться должны и страховщики. Я уверен, что за отлично работающую систему обязательного страхования водители готовы платить. И даже по новым тарифам.