Подержанные автомобили разогнались в цене: кто в выигрыше?
Ценовые гонки
Рост цен, захлестнувший рынок новых автомобилей, конечно же, не мог обойти стороной и вторичку. Подержанные машины в прошлом году подорожали в среднем на 37-40%, говорится в исследовании компании Carprice, которая проанализировала данные о продажах автомобилей с пробегом у 650 российских дилеров. При этом популярные модели прибавили в цене даже несколько больше благодаря повышенному спросу. К примеру, средняя стоимость бессменного бестселлера среди подержанных иномарок Ford Focus выросла с 310 тыс. руб. в январе прошлого года до 470 тысяч в феврале 2015-го, то есть более чем в 1,5 раза.
Подорожание подержанных машин в возрасте до 5 лет напрямую связано с возросшими ценами на новые автомобили, отмечает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко. По его словам, на стоимость авто с пробегом также влияет общее техническое состояние, пробег, ликвидность конкретной модели, комплектация и даже цвет.
«Рынок новых автомобилей и автомобилей с пробегом плотно взаимосвязаны, однако машины с пробегом дорожают не как новые – разом и все. Сначала поднимается цена на новый автомобиль. Потом происходит рост цен на машины в возрасте 1-2 года, поскольку их клиенты выбирают в качестве альтернативы новому автомобилю. Затем – в возрасте 2-4 года, и так далее», – рассказывает директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.
Гольф-класс по цене внедорожника
Любопытно, что больше всего подорожали компактные и субкомпактные машины, а также автомобили гольф-класса стоимостью до 500 тыс. руб. (примерно на 50%). В то же время цены на модели бизнес-класса и SUV выросли менее значительно (на 30-40%), а на премиальные автомобили – и того меньше, примерно на 20%. Так, согласно данным Carprice, Skoda Octavia, которая в январе 2014 года стоила на вторичном рынке в среднем 360 тыс. руб., в феврале предлагалась уже за 545 тысяч. За эти же деньги сейчас можно купить, к примеру, подержанные кроссовер Toyota RAV4 или седан бизнес-класса Audi A6, хотя в январе прошлого года ценники на них составляли 430 тысяч и 470 тыс. руб. соответственно.
«Начиная с 2014 года наблюдается смещение внимания покупателей в сторону сегментов А и В, как к автомобилям с меньшей среднегодовой ценой эксплуатации, а вследствие увеличения спроса растут и цены на такие машины, – комментирует директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Бабарыкин. – Стоит отметить, что это увеличение в большей степени ярко выражено по отношению к относительным величинам, в абсолюте же увлечение цен на автомобили сегментов А и В значительно ниже, чем на С, D, E и SUV, которые более дорогие».
Между тем в рамках одного класса рост цен может значительно отличаться в зависимости от модели. Так, Honda Jazz за год подорожала с 360 до 530 тыс. рублей, тогда как Renault Clio прибавил в цене заметно меньше – с 378 до 428 тысяч. Гендиректор маркетингового агентства GiPA Russia Александр Груздев объясняет это неравномерным подорожанием новых машин, стоимость которых сегодня является отправной точкой для секонд-хэнда. Пока же большая разница в цене – это временное явление, полагает эксперт.
«Рост цен в рамках одного класса автомобилей в период с ноября по январь действительно мог происходить разными темпами. Этому есть объективные причины, такие как повышенный спрос на модель, а есть и субъективные – истерия на рынке или желание зафиксировать стоимость машины в валюте», – добавляет Алексей Баринов.
Средний размер скидки на автомобили с пробегом по брендам
№ | Марка | Cредняя цена, руб. | Cредний дисконт, % |
1 | Moskvich | 48 880 | 20,6 |
2 | GAZ Volga | 104 040 | 15,1 |
3 | Fiat | 240 770 | 14 |
4 | LADA | 144 350 | 12,4 |
5 | UAZ | 325 510 | 11,8 |
6 | Daewoo | 151 380 | 11,7 |
7 | Land Rover | 1 261 480 | 11,2 |
8 | Mercedes-Benz | 1 174 280 | 10,9 |
9 | Opel | 411 510 | 10,8 |
10 | Chery | 250 360 | 10,8 |
11 | Volkswagen | 551 960 | 10,6 |
12 | Audi | 772 300 | 10,3 |
13 | Renault | 352 670 | 10,1 |
14 | Volvo | 648 440 | 10,1 |
15 | Ford | 428 570 | 9,4 |
16 | Skoda | 468 310 | 9,4 |
17 | Great Wall | 471 950 | 9,3 |
18 | Geely | 274 400 | 9,1 |
19 | Hyundai | 454 540 | 8,9 |
20 | Nissan | 539 860 | 8,7 |
21 | Mitsubishi | 491 410 | 8,7 |
22 | BMW | 1 022 170 | 8,7 |
23 | Chevrolet | 404 480 | 8,5 |
24 | Subaru | 530 420 | 8,4 |
25 | Suzuki | 475 540 | 8,4 |
26 | Mazda | 476 110 | 8,1 |
27 | Toyota | 805 850 | 8 |
28 | Honda | 512 580 | 7,1 |
29 | Citroen | 418 040 | 7,1 |
30 | Kia | 502 670 | 6,7 |
Данные агентства «Автостат» на конец 2014 года
Как бы не продешевить
А вот на главный вопрос, как будут меняться цены на подержанные автомобили в дальнейшем, участники рынка не могут дать однозначного ответа. Во многом это будет зависеть от спроса, а также ценовой политики автопроизводителей на рынке новых авто. Особенно это касается относительно свежих машин.
«Пока цены на автомобили с пробегом еще не зафиксировались и, скорее всего, продолжат расти, – считает Алексей Баринов. – Если цены на новые машины будут и дальше идти вверх, что весьма вероятно, по крайней мере, по некоторым брендам, то это будет дополнительным фактором, провоцирующим подорожание автомобилей с пробегом. Причем рост цен на вторичном рынке может опередить подорожание на новые машины».
Впрочем, завышенные цены на б/у автомобили уже стали отпугивать потенциальных покупателей, а продавцы, в свою очередь, начинают постепенно снижать цены. По мнению Дмитрия Бабарыкина, в ближайшее время можно ожидать снижения цен на подержанные машины на 10-15%. Произойдет это, в первую очередь, из-за падения спроса и снижения количества потенциальных покупателей машин по новым ценам.
В то же время эксперты не видят объективных причин для роста цен на автомобили с пробегом, ведь, в отличие от новых машин, их стоимость не зависит от валютных курсов. Как считает гендиректор компании Carprice Эдуард Гуринович, цены на подержанные автомобили не должны быть привязаны к курсу доллара. «Машина 2011 года куплена за рубли, и цена ее должна только падать с каждым пройденным километром», – отмечает он.
По словам Александра Груздева, особенность российских покупателей заключается в том, что они привыкли считать все цены в валюте. И то, что сейчас происходит на авторынке, является, в том числе, следствием такой привычки.
Торг уместен
Как показывает практика, большинство российских автовладельцев при продаже машины готовы уступить в цене. Согласно результатам исследования агентства «Автостат» и «Avito Авто», средняя скидка на вторичном авторынке составляет 10,2%. Разброс фактического дисконта оказался весьма ощутимым – от 1 до 40%. При этом наибольшие скидки делают владельцы более старых машин. Так, при продаже автомобиля 2012 года средний дисконт составил 6,4%, 2008 года – 8%, старше 2000-го – более 12,8%.
«В цене каждого авто заложена возможность поторговаться. Основная причина для торга – состояние авто и его ликвидность. Традиционно состояние свежих машин лучше, и их ликвидность выше, поэтому и скидки в процентах меньше», – говорит Алексей Баринов. Он также отмечает, что в абсолютном выражении 6% от цены машины 2012 года выпуска – намного больше, чем 12% в цене автомобиля 2000 года.
По словам Дмитрия Бабарыкина, основное влияние на размер скидки оказывает репутация марки с точки зрения надежности, ломкости, стоимости обслуживания и востребованности на первичном и вторичном рынках.
Самыми уступчивыми оказались продавцы старых отечественных машин – «Москвичей», «Волг», «Жигулей» и УАЗов, на которые можно получить скидку от 12 до 20%. Среди иномарок больше всего готовы торговаться владельцы автомобилей Fiat и Daewoo (11-14%). Как отмечает Александр Груздев, чаще всего можно договориться с владельцами машин, доля которых в автопарке страны значительна.
А вот самые минимальные дисконты при продаже делают продавцы Kia, Citroen, Honda, Toyota и Mazda – они готовы уступить лишь 6-8% от назначенной стоимости машины. Стоит отметить, что некоторым удается продать свой автомобиль даже дороже заявленной изначально цены. По словам Дениса Еременко, при продаже ликвидной машины у продавцов есть уверенность в ее реализации с минимальной скидкой, поэтому, как правило, они торгуются неохотно. «Популярность марки делает свое дело. Чем популярней машина, тем выше ее цена и меньше скидка», – заключает Алексей Баринов. Сказывается и отсутствие новых машин в салонах дилеров из-за ажиотажа конца прошлого года, когда некоторые модели смели подчистую.