В каком ухе звенит?
ДЛЯ РЕМОНТА ГЛУШИТЕЛЕЙ
Строго говоря, разрушается выпускная система не только от высокой температуры. Здесь действуют и агрессивные продукты выхлопа, резко ускоряющие коррозию, и вибрации, вызванные работой двигателя, а внутри - еще и мощные акустические колебания. Обычно мы сталкиваемся с "прогарами", когда в корпусных деталях образуются прорехи. При круглогодичной эксплуатации глушители отечественных автомобилей требуют замены в лучшем случае через 2-3 года, на "круто посоленных" дорогах - еще быстрее. Детали из нержавейки держатся гораздо дольше, но и стоят намного дороже. Импортные выпускные системы изготавливают из специальных сталей с защитными покрытиями, поэтому они долговечнее большинства наших. Однако в конце концов и лучшая выхлопная система разрушается.
Какими же методами можно избавиться от неприятного звука?
В тех случаях, когда глушитель начинает "повышать голос", хотя его корпус не поврежден, речь чаще всего идет о внутренних разрушениях. Тогда рецепт один - замена. Впрочем, он годится и для других видов повреждений. Это легко сделать на отечественных автомобилях: в магазинах полно запчастей от разных производителей, и стоят они не очень дорого (одна деталь - в пределах 300-700 руб.). Для многих же иномарок - цены на порядок выше.
Второй метод - сварка. Однако это не всегда возможно и не каждому доступно: либо нет сварочного аппарата под рукой, либо умелого сварщика, а порой "лохмота" вокруг дыры такая, что и варить заплату ни к чему.
Остается третий вариант: заклеим дыру! Что же наука химия тут предлагает?
ВОТ ТАКАЯ "ХИМИЯ"
Нынче немало однокомпонентных относительно жидких композиций для заполнения стыков при сборке выпускной системы. К ним можно отнести первые три состава из таблицы.
Достаточно текучие, они заполняют все щели и, как смазка, помогают при сборке (фото 1). После прогрева до рабочей температуры они полимеризуются и образуют плотную, хорошо герметизирующую массу, не мешающую разборке этого стыка в будущем.
Однокомпонентные композиции содержат разбавитель, который улетучивается не сразу. По окончании ремонта их нужно выдержать довольно долго, не пуская двигатель, иначе при сильном нагреве "сырой" состав "вскипит", потеряет прочность и хорошей герметизации не обеспечит. К сожалению, ни в одной из инструкций четко не указано время сушки. Экспериментально мы определили, что при толщине слоя 4-5 мм и 20°С все составы высыхают в течение 20-24, а при 50°С - в течение 3-4 часов.
Для ремонта сквозных повреждений в неудобных местах (например, в стыке трубы с корпусом глушителя), где трудно или невозможно применить какую-либо заплату, наложить бандаж и т. д., нужны более густые составы (фото 2, 3), полимеризующиеся при нагреве. Общие правила их применения: тщательная очистка места повреждения от окалины и грязи (по возможности до чистого металла); обезжиривание; "втирание" тонкого слоя вокруг пробоины; нанесение толстого (3-6 мм) слоя состава с перекрытием места прогара; сушка и полимеризация при работе двигателя на холостом ходу в течение 10-30 мин.
Для чего препарат "втирают" в поверхность металла? Это часто бывает необходимо, особенно когда поверхность шероховатая. Просто наложив, намазав препарат, хорошей адгезии ("прилипания") не получишь - останутся поры, заполненные воздухом.
Прогар более 5 мм в поперечнике рекомендуется подкрепить заплатой с армирующими материалами (стеклотканью или металлической фольгой). Температура, при которой можно работать с составами, - не ниже 20°С, поэтому нередко приходится прогревать выпускную систему, запуская двигатель. В противном случае химические реакции сильно затормаживаются, полного отвердения сделанной заплаты можно и не дождаться.
ЗАСУЧИМ РУКАВА!
Повреждения цилиндрических поверхностей заделываем с помощью бандажей (фото 4), в основном они стеклотканевые. Ширина лент - 5-6 см при длине около 1 м. Есть ленты, предварительно пропитанные связующим (на них с обеих сторон пленки, защищающие от высыхания). Остальные требуют наносить связующее в процессе ремонта. Кроме стеклоленты, некоторые комплекты содержат толстую металлическую фольгу и проволочные стяжки.
Фольгу, а поверх нее ленту наматываем на поврежденный элемент и закрепляем проволокой или скотчем. После прогрева двигателя в течение 10-30 минут бандаж спекается в прочную неразъемную рубашку и за счет термоусадки прочно герметизирует повреждение. Оставить проволоку или снять - на усмотрение владельца.
Для ремонта больших прогаров глушителя (более 2х2 см) можно воспользоваться следующим способом. Удаляем непрочные края прорехи и тщательно очищаем металл вокруг, чтобы обеспечить лучшую адгезию. Из тонкой жести вырезаем заглушку размером на два- три миллиметра больше (фото 5). В ней делаем пару отверстий, через которые пропускаем мягкую стальную проволоку диаметром 1-2 мм. Смазываем края заглушки любым препаратом из приведенных в нашей таблице, заводим ее внутрь дыры и концами проволоки закрепляем в глушителе (фото 6, 7). Этим же герметиком заделываем всю поверхность заглушки с перекрытием краев.
И, наконец, последнее, что есть в продаже - двухкомпонентные составы ("холодные сварки"): клей-компаунд фирмы "Десан" и аптечка глушителя "Ремметалл" (фото 8).
Клей-компаунд фирмы "Десан" нормально работает до температуры 290°С и может применяться в основном на глушителях. Детали системы, расположенные ближе к двигателю, могут нагреваться и сильнее, для них он не годится. Укомплектован куском стеклоткани. Время отверждения при 20°С - 24 часа, а при 60°С - 2 часа.
"Ремметалл" набирает положенную прочность и твердость за пять-шесть часов при комнатной температуре. А нагретый до 70°С - за полтора часа.
"Жидкими" составами герметизируем стыки труб при сборке выпускной системы.
"Густые" ремонтные составы...
...используем для заделки прогаров и свищей в труднодоступных местах.
Бандажи из пропитанной стеклоткани, некоторые - с металлической фольгой - применяются в основном на круглых деталях.
Самодельная заглушка для больших прогаров в корпусе глушителя.
Смазав края герметиком, вставляем заглушку в подготовленное отверстие и закрепляем концами проволоки.
Некоторые герметики комплектуются готовыми заглушками.
Двухкомпонентные составы (аптечки) для ремонта выпускной системы.
ВЯЧЕСЛАВ ЛУКЬЯНОВ