Все дороги станут платными: ад дальнобойщика
В России введут плату за проезд большегрузов по дорогам федерального значения. Дата этого нововведения откладывалась неоднократно – первоначально планировалось, что поправки в федеральный закон об автодорогах вступят в силу с начала 2013 года, затем – с 1 января 2014-го. Теперь озвучена новая дата – 1 ноября этого года. В нее верится уже больше, так как власти озвучили и цену проезда, и подробности технической части новшества. Стоить один километр федеральной трассы для фуры грузоподъемностью более 12 тонн будет 3,7 рубля. Правда, обсуждается и другая возможность расчета стоимости – снизить цену за километр пути, но брать деньги за каждую перевозимую тонну. Вариант выглядит более справедливым, но неосуществимым, поскольку для этого нужно серьезно усовершенствовать систему весового контроля.
Рассчитывать пройденный большегрузами по федеральным трассам километраж станет специальный датчик GPS/ГЛОНАСС отечественной разработки. Его будут выдавать водителям бесплатно, а вот тех, кто решит его не устанавливать, ждет штраф в 5000 рублей. Взиманием платы займется госкорпорация «Ростех».
Необходимость введения платы Минтранс РФ объясняет уроном, который наносят дорогам тяжелые грузовики. Он якобы исчисляется триллионами рублей, и транспортный налог, который ежегодно платят фуры, не способен его покрыть. Нововведение добавит в бюджет страны около 100 миллиардов рублей, которые будут идти на ремонт и реконструкцию дорог.
Таким образом, платными должны бы стать около 50 тыс. км федеральных трасс. Но все не так-то просто. Федеральное дорожное агентство спрогнозировало, что водители фур будут стараться сэкономить и вместо федеральных трасс станут выбирать региональные, от чего будет страдать региональная инфраструктура, что сильно ударит по кошельку ни в чем не повинных субъектов РФ. В связи с этим поступило предложение оплачивать проезд по всем дорогам России. Сам Владимир Путин одобрил эту идею и поручил внести в нормативные акты изменения, которые позволят регионам создавать системы взимания платы за вред, наносимый дорогам муниципального и регионального значения. По предварительным подсчетам, такие изменения позволят увеличить доходы бюджета уже не на 100, а на 800 миллиардов.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
– Новые поборы с автомобилистов – мера вынужденная, вызванная в первую очередь экономической ситуацией в стране. Вряд ли нововведение приведет к чему-то хорошему, ведь владельцам большегрузов и раньше приходилось нелегко, судя по недавним жалобам на необоснованно завышенный транспортный налог. Теперь же значительная часть грузоперевозчиков либо, как это всегда бывает в России, найдет способы обходить закон, либо поднимет цены на услуги, а это уже ударит по нашему с вами кошельку.