Тарифы ОСАГО: заморозить нельзя повысить
С 12 апреля базовые тарифы ОСАГО вырастут на 40%, при этом еще 20% тарифного коридора, которым могут пользоваться страховщики. Кроме того, будут увеличены территориальные надбавки к цене полиса. Новые базовые ставки для водителя легкового автомобиля повысятся с нынешних 2440–2574 руб. до 3432–4418 руб.
Вице-спикер нижней палаты парламента Игорь Лебедев и зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов предложили вернуться к тарифам, действующим на 1 января 2015 года, и не менять стоимость полиса ОСАГО до января 2017 года. По проекту депутатов Центральный банк сможет менять тарифы не чаще одного раза в год.
По мнению законодателей, автомобилисты уже переплачивают за полис ОСАГО. Кроме того, инициаторы заморозки тарифов ссылаются на непростую экономическую ситуацию в стране. «Сейчас и так автовладельцы несут значительную финансовую нагрузку из-за проблем с парковками, штрафами и эвакуационной войной», – поясняет Ярослав Нилов.
Такая позиция вызывает много вопросов. В первую очередь, мне непонятно, как связано обязательное страхование гражданской ответственности и ответственность водителей за нарушения ПДД. Ведь законопослушным водителям не приходят штрафы, они не страдают от эвакуации. Подобные заявления больше похожи на популистские высказывания и направлены на привлечение внимания к деятельности конкретных депутатов.
В самой Госдуме позиция по заморозке тарифов ОСАГО неоднозначная. Так, Михаил Емельянов, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, считает, что в законопроекте отсутствует мотивированное объяснение необходимости заморозки тарифов. По его словам, если решение ЦБ РФ о повышении стоимости ОСАГО подкреплено необходимыми финансовыми расчетами, то в предложении коллег он подобного не увидел.
Не согласен с заморозкой тарифов и Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора».
«На мой взгляд, инициатива заморозки тарифов выбивается из здравой логики и несколько отдает популизмом. Повышать выплаты в связи с ростом цен импортных запчастей и лакокрасочных материалов можно и нужно, а повышать стоимость полиса нельзя?» – говорит лидер движения «Свобода выбора».
Уверен, что большинство автомобилистов двумя руками за увеличение лимита выплат. Это и понятно. Автопарк в стране уже не тот, что десять лет назад, и ранее установленного лимита на ремонт попросту не хватало. По здоровью и вовсе компенсации были копеечные. Сейчас ситуация по выплатам имущественного характера изменилась: единая методика расчета ущерба значительно увеличила средний размер возмещения. Сократилось и количество судебных споров. С введением нового порядка выплат по здоровью пострадавшие будут получать адекватные суммы на лечение. Надеюсь, что наладится и ситуация в регионах, где до последнего момента были проблемы с покупкой полисов ОСАГО и получением нормальной компенсации.
Павел Самиев, управляющий директор «Эксперт РА», полагает, что «если сейчас заморозить тариф, к 2017 году на рынке не останется ни одной надежной компании. Будут только компании-однодневки, получить от которых можно будет лишь смехотворное возмещение. Оформить полис будет нельзя, получить выплату по нему – тем более. Это будет «эпоха мошенников», автоподстав и бандитов на дорогах. Я бы охарактеризовал это как «финансовый апокалипсис».
Да, повышение тарифа мера непопулярная. Но большинство автовладельцев понимают, что без этого наладить работу обязательного страхования с увеличением выплат не получится. Я бы на месте депутатов, предлагающих заморозку тарифов, свою активность направил на контроль за работой страховщиков. Ведь теперь мы вправе вдвойне спрашивать за качество работы страховых компаний.