26-я Гонка звезд «За рулем»: день фантастики
ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ
О нет! Очередная машина наскакивает на бруствер, переворачивается и, окутанная паром, еще какое-то время скользит на крыше по льду виража. На трассу вылетает оранжевый автомобиль безопасности, мигая всеми лампочками. Сколько уже таких эпизодов было? Честно говоря, мы сбились со счету – пожалуй, с десяток. А началось это массовое крушение еще накануне: на тренировке пилоты разбили по меньшей мере пять автомобилей. И не все успели за ночь их восстановить.
Что поделать, каноническая во всем мире фраза «Автоспорт может быть опасен» применима к любым гонкам на любых трассах. А если обратиться к статистике, то Гонка звезд ничуть не более рискованна, чем любые другие зимние соревнования. Даже в нынешних условиях, когда лед ипподрома наполовину покрыт водой, а снежные брустверы мягкие и рыхлые (может, оно и к лучшему, ведь о жесткую стенку биться еще неприятнее).
Вероятно, иначе и не могло быть. Год назад Гонка звезд, ее смысл и характер были изувечены слякотной погодой. Снега вообще почти не оста- лось! Ныне трасса тоже была неидеальна – вода со льдом. Но это никак не повлияло на схему заездов и боевой настрой.
Презрев отвратительную видимость, пилоты вели запредельно страстную борьбу, чтобы пробиться в финал и сразиться за Бронзовую шину. А состав участников в этом году подобрался невероятно плотный! В каждой из трех отборочных групп оказался кто-то из явных фаворитов – просто потому, что фаворитов было вдвое больше, чем мест в финале.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Если честно, мы переживали, что не соберем много громких имен. Предательский курс рубля ощутили не только мы и наши партнеры по организации Гонки звезд, коими являются компании Renault и Continental, – гонщики начали стонать в первую очередь. До конца января проведение гонки было под большим вопросом.
А на старт в итоге вышли почти все, кто получил персональные приглашения от главного редактора. Фантастика! Для полного комплекта не хватало разве что Кирилла Ладыгина, четырехкратного победителя Гонки звезд. Впрочем, он тоже приехал, но лишь в качестве тренера и наставника молодого самарца Никиты Мисюли – серебряного призера чемпионата Европы по ралли-кроссу.
Самое сильное впечатление произвел дебютант Гонки звезд, а за ее пределами – абсолютный чемпион России и Эстонии по ралли Алексей Лукьянюк. Петербуржец нисколько не тушевался в той мощной обойме, куда его поместила фортуна в согласии с результатами квалификации. По правде говоря, его шансы в такой подгруппе мы расценивали невысоко. Здесь собрались четыре победителя и призера чемпионата страны по зимнему треку разных лет, в том числе триумфатор Гонки звезд Алексей Васильев, который в 2008 году одержал победу на точно такой же раскисшей дорожке. И до кучи – лидер Кубка России текущего сезона Альберт Гайнуллин. А Лукьянюк – классический раллист, езда в толпе – совершенно чуждое ему занятие. Однако он произвел фурор, аккуратно и чисто объехав всю эту компанию! Отчасти благодаря тому, что перевернулся Аркадий Жарков и всё пошло не так в первом заезде у Вячеслава Малеева (во втором всё шло так – и он выиграл, но было поздно). Но каков, черт возьми, Лукьянюк! Васильев тоже вышел в финал – в тяжелой, насыщенной до последнего круга борьбе – и в отборе дважды финишировал позади петербуржца. Вот ведь чудеса…
Относительно спокойной оказалась группа, где должен был стартовать прошлогодний победитель Гонки звезд Владимир Шешенин. Он стал вторым в квалификации, а это показатель, что техника и пилот прекрасно подготовлены. Однако напарник Шешенина по машине Олег Гринкевич (между прочим, чемпион России по кроссу) проводил свой заезд раньше и эту самую машину разбил. Сказать, что Шешенин огорчился, – ничего не сказать. На лице его отражались все загубленные чаяния, когда он вечером с дорожной сумкой покидал ипподром. Владимир, не горюй, очень ждем в следующем году!
В этой, казалось бы, «упрощенной» подгруппе намертво увяз другой Владимир – Черевань, чей опыт ледовых гонок трудно переоценить. Он не пропустил ни одну Гонку звезд начиная с 2006 года, дважды был призером, а на зимнем треке выступает больше двадцати лет – и чуть не каждый год на пьедестале.
Как ни бился гонщик из Орла, он не сумел существенно приблизиться к дуэту лидеров. Его составили Дмитрий Брагин, что вполне ожидаемо, и Николай Карамышев, приятно удививший своей скоростью. Все-таки Брагин полкарьеры провел на льду, выиграл кучу всего, трижды взял серебро Гонки звезд. А Карамышев, некогда выросший в автокроссе, постепенно стал чистым кольцевиком и лишь недавно серьезно взялся за ледовые овалы. Брагин и Карамышев в двух отборочных заездах обменялись победами, и каждый благополучно решил главную задачу – во что бы то ни стало попасть за руль одного из одинаковых седанов Renault Logan.
СРАЖЕНИЕ ЗА ШИНУ
Набор финалистов оказался захватывающим! Трое – завсегдатаи финалов Гонки звезд. Вторая тройка пробилась в эту стадию впервые. И все шестеро чрезвычайно хороши именно сегодня, на этой конкретной трассе. Предвкушение остросюжетной битвы!
А всеобщего напряжения никто не отменял, и в первом заезде судьи фиксируют у Дмитрия Брагина фальстарт, который был различим даже невооруженным глазом. Тольяттинский пилот получил штраф и, по сути, мало что мог изменить в оставшихся заездах. Просто потому, что в этом году их не шесть, как раньше, а всего три и один уже завершен с фальстартом. Оба остальных как-то на удивление легко и спокойно выиграл Николай Карамышев, в то время как его соперники рубились позади, отчаянно мешая друг другу догонять лидера.
Карамышев – бесспорный победитель! В пяти заездах в течение дня представитель Курска ни разу не опустился ниже второго места. Феноменальное выступление – особенно с учетом класса конкурентов.
Вот кто ждал такого расклада? Оказывается, довольно многие. На ипподроме в этот день работал тотализатор, и ставок на Карамышева сделали немало. Причем не только в финале, но и в отборочной стадии, до начала которой оценить уровень готовности Николая было почти невозможно.
Никита Мисюля, как показалось, приноровился к незнакомому Логану только в последнем заезде. А Алексей Лукьянюк, к сожалению, пал единственной жертвой технических неполадок, которые на его автомобиле возникли почти с самого начала (пилоты разыграли машины по жребию – тянули бумажки). Пытаясь преодолеть их, Алексей повредил машину во втором заезде. Фиаско. Тем не менее он остался одной из самых ярких фигур гоночного дня. И желанным участником будущих Гонок звезд.
Добавим красок к портрету нового победителя. Дебютный старт в Гонке звезд несколько лет назад запомнился тем, что Карамышев упорно наматывал круги на машине, лишенной четвертого колеса, которое отвалилось где-то по дороге. В следующие годы Николай почти постоянно стартовал в Гонке звезд и решал проблему выхода в финал, каждый раз подбираясь к цели все ближе. Но Гонка звезд – раз в году. Поэтому Карамышев планомерно копил опыт и собирал титулы в других гонках, став призером кольцевых чемпионатов России и Кубков Европы. И это сработало!
РАССТАВИМ ОЦЕНКИ
Молодой французский гонщик Пьер Гасли, похоже, был обречен в очном поединке с Карамышевым. Сам он, конечно, так не считал, но…
Исход дуэли решился в первом повороте. Гость отменно стартовал, но очень быстро растерял перевес. Собственно, по траекториям, которые выбирал Гасли, было видно, что езда по льду для него – вещь диковинная.
Вдобавок француз осторожничал, чтобы не начудить, как он успел это сделать с утра на тренировке. А россиянин только что выиграл два заезда подряд и пребывал в прекрасном тонусе. Извини, Пьер, сегодня снова наш день.
Призеры гонки оценили новые Логаны крайне позитивно. Все трое отметили, что это понятный и хорошо сбалансированный автомобиль. Дорожные шины ContiIceContact, как и в предыдущие годы, тоже получили порцию похвалы: отлично держат на льду, причем шипы не выпадают. И это не реверансы вежливости в адрес нашего шинного партнера. Гонщики говорят, что в командах люди с удовольствием ставят на свои машины слегка потрепанные на Гонке звезд Conti – и счастливо ездят на них следующие зимы.
Но нас больше интересовало отношение пилотов к обновленному формату. Судя по их оценкам, мы движемся верным путем. Заезды не слишком коротки и в меру длинны. У пилотов есть время исправить локальные ошибки. То, что сейчас не один «всё решающий» заезд, как раньше, а два, позволяет вырабатывать тактику с учетом складывающейся ситуации. Впрочем, среди гонщиков есть приверженцы и классической «таблицы шестнадцати», и более длинных заездов – от получасовых и далее. Как ни крути, всем угодить невозможно.
Мы по-прежнему будем искать золотую середину. И, возможно, она уже близка. Поскольку то зрелище, что получилось из Гонки звезд в этом году, понравилось подавляющему большинству. Даже тем, кто разбил машину на тренировке и смотрел гонку не из-за руля, а с обочины.
Немного о правилах
- Гонка звезд соответствует принятым в автоспорте нормам безопасности и Спортивному кодексу Российской автомобильной федерации. Соревнования обслуживают судьи, лицензированные федерацией. Трасса проходит инспекцию и получает лицензию РАФ.
- Погода и состояние трассы в этом году позволили в полном объеме провести все необходимые тренировки – свободные и хронометрируемые (квалификация). По результатам квалификации тридцать пилотов были разделены на три равные подгруппы. Правила Гонки звезд разрешают двум пилотам стартовать на одной машине; судьи разводят такие пары по разным отборочным заездам.
- Обновленный формат Гонки звезд предусматривал шесть отборочных заездов в трех подгруппах. Для каждой подгруппы – два заезда по десять кругов. Два лучших пилота из каждой подгруппы вышли в финал, где пересели со своих машин на одинаковые седаны Renault Logan и провели по три заезда. Шесть машин стартовали с одной линии.
- В отборочной стадии пилотам начисляли очки в соответствии с занятыми местами: одно очко за первое место, два – за второе и так далее. Очки двух заездов суммировались. Пилоты, набравшие меньшие суммы, выходили в финал. В финальных заездах очки начисляли по классической схеме: 5-4-3-2-1-0. Победителем стал пилот, набравший наибольшую сумму. При равенстве очков приоритет отдавали тому пилоту, чей результат в заключительном заезде был выше.
- Жесткая борьба, то есть толкание машинами, во всех основных дисциплинах автоспорта запрещена. Каждый контакт между машинами, приведший к очевидным последствиям, судьи анализируют и затем выносят вердикт.
ПЬЕР ГАСЛИ: А АСФАЛЬТ ЛУЧШЕ!
Краткую беседу с французским гонщиком провел Вадим Никишев.
– Привет, Пьер! Ты уже был в России летом и хорошо выступил на трассе Moscow Raceway – мы тебя запомнили. Как думаешь, сегодняшнее твое выступление понравится зрителям?
– Я попробую выложиться и выиграть свой заезд. На асфальте меня сложно было бы достать, а как выйдет тут – пока загадка.
– Французские пилоты бывают разные. Кто-то только по асфальту ездит, другие, как Себастьен Лоэб, Ромен Грожан и Ален Прост, комфортно чувствуют себя и на льду. Ты к какой группе относишься?
– Я формульный пилот, потому предпочитаю асфальт. Но сегодня утром, когда впервые выехал на лед, получил сказочное удовольствие. Всё по-другому! И очень весело.
– Собственно, никто из пилотов Формулы‑1, включая Дэвида Култхарда и Кими Райкконена, не смог обойти наших гонщиков на снежной трассе. Есть ли надежда, что ты станешь первым на Гонке звезд победителем, пришедшим из Формул?
– Сложно прогнозировать. Для меня всё в новинку – и машина, и покрытие. Пилотируешь иначе, тормозишь иначе. Формулистам на льду очень сложно.
– Трасса вообще тяжелая: лед неровный, много воды. Кстати, о трудностях. Ты слышал про кризис и санкции? В стране дефицит французских продуктов. Часом, не прихватил с собой кусочек сыра бри или бутылочку вина?
– Нет, извини, как-то не подумал об этом (смеется).
– Ты приехал по приглашению компании Renault, но являешься участником молодежной программы Red Bull – чьи интересы ты все-таки представляешь?
– И Renault Sport F1, и команды Red Bull. Поэтому у меня такой яркий комбинезон.
– Как ты оцениваешь свои шансы стать боевым пилотом Формулы‑1? Что может этому помешать?
– Формула‑1 – элита, и попасть в этот мир сложно. Я стараюсь. Пока всё идет путем – я выиграл Формулу-Renault 2.0, стал вторым в Renault 3.5, а в новом сезоне поеду в серии GP2. Задача – выиграть очередной чемпионат, и тогда уже можно говорить о перспективах в Формуле‑1. В любом случае это непросто, но такова моя мечта. – Спасибо, и желаем удачи! Надеемся снова увидеть тебя на Гонке звезд.
Немного истории
- Гонка звезд основана журналом «За рулем» в 1978 году, впервые прошла на Центральном московском ипподроме. Точно по той же схеме («таблица шестнадцати», изобретенная сотрудниками журнала) до сих пор проводят большинство соревнований по зимним трековым гонкам.
- Гонка звезд затем проводилась ежегодно (с одним перерывом в 1985 году) до 1994 года включительно. В 2006-м гонку возродили, и с этого момента она проходит в один и тот же день – 23 февраля. Нынешняя Гонка звезд – 26‑я по счету.
- В 1984 году на свет появилась Хрустальная шина, на многие годы ставшая главным переходящим призом Гонки звезд. С 2012 года находится в вечном владении у Кирилла Ладыгина, которому удалось выиграть Гонку звезд три раза подряд. На смену Хрустальной журнал учредил Бронзовую шину.
- Ладыгин, похоже, надолго установил рекорд: четыре победы в Гонке звезд, причем три из них – подряд. Из активных действующих пилотов ни у кого пока нет даже двух побед. Двукратных победителей всего четверо: Николай Больших, Борис Маслов, Сергей Успенский и Тимур Садрединов.
RENAULT LOGAN: ФИНАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ
По меркам высоких спортивных технологий техника для финальных заездов Гонки звезд «За рулем» – голый стандарт, серийная машина. Так ли это? Да, если речь о форсировании двигателя. И нет – во всем, что касается безопасности.
Идея проста: автомобили, которые организатор предоставляет шестерке гонщиков‑финалистов, должны быть одинаковыми. Ведь мы хотим выявить быстрейшего пилота, а не самый заряженный гоночный болид.
Исходным материалом для превращения в спортивный инвентарь стали серийные седаны Renault Logan второго поколения. Это полностью комплектные машины с конвейера, без какой-либо предварительной подготовки.
Переоборудованием занялся наш давний партнер – фирма Drivetech. Процесс начинается с удаления из салона машины всего лишнего и установки омологированного вварного каркаса производства компании «Московия моторспорт», отвечающего гоночным нормам безопасности. Дальнейшие изменения подчинены той же цели.
Снаружи установлены дополнительные замки капота, багажника и дублирующие рычажки выключателей «массы». В салоне смонтированы огнетушители, шеститочечный ремень безопасности, выключатель «массы» и омологированное гоночное сиденье. Монтаж «ковша» – через переходники болтами непосредственно к полу. Никаких салазок! Индивидуальная подгонка сиденья возможна только с участием механиков. В переходниках есть прорези: вывернул крепеж полностью, переместил сиденье, снова затянул болты.
Чтобы двери не упирались в каркас и закрывались, обивку задних дверей подрезали по месту, а передние двери прикрыли плоскими пластиковыми панелями. Дверные ручки и клавиши стеклоподъемников сохранены.
Штатный руль уступил место спортивному OMP – c двумя спицами и обшитым замшей ободом. На все педали приклепаны широкие спортивные накладки, а на арке левого колеса монтируется площадка для отдыха левой ноги – так удобнее, ведь под ногами неприкрытый металл, поскольку ради облегчения автомобиля текстильные ковры удалены.
Силовой агрегат серийный: 16‑клапанный 102‑сильный мотор и пятиступенчатая механическая коробка передач. Они хорошо зарекомендовали себя в финалах прошлых Гонок звезд на Логанах старого поколения, и переделывать их нет нужды.
Тормоза штатные. Рулевое управление, опоры, тяги, приводы колес, рычаги подвески – тоже. Logan – автомобиль крепкий, с нагрузками зимних трековых гонок справляется.
Но есть в шасси и нештатные узлы, заметно меняющие характер машины. Передние стойки знаменитой шведской фирмы Ohlins – откровенно гоночные. Характеристики амортизаторов и пружин откорректированы по спецификации специалистов фирмы.
Возможна регулировка дорожного просвета, но в нашем случае всем выставлен минимальный клиренс.
Задняя подвеска – компромиссное решение. Пружины серийные, хотя и подрезанные на один виток, а вот амортизаторы снова шведские.
Колёса – из легкого сплава. Все участвующие в Гонке звезд машины (не только Логаны, но и частные автомобили гонщиков) обуты в шипованные шины ContiIceContact размерности 185/65R15.
Прежде чем попасть на дорожку ипподрома, подготовленные автомобили прошли обкатку. Точнее, «протряску» в боевом режиме на подмосковной тренировочной трассе. И лишь потом финальный штрих: оклейка виниловой пленкой – боевой окрас Гонки звезд «За рулем».
Двух абсолютно одинаковых машин не бывает. Но велика ли между ними разница? Мы поездили на спортивных Логанах в ходе обкатки. Резюме: разницы, которую не смог бы компенсировать опытный пилот, в автомобилях для финалов нет.
Спрашивали? Отвечаем!
Почему Гонка звезд проводится в конце февраля, постоянно попадая под угрозу оттепели?
Минувшие зимы показали, что оттепель может грянуть в любой момент – тут не угадаешь. 23 февраля выбрано потому, что это гарантированно выходной день. А передвинуть гонку на иной уик-энд непросто, поскольку зимний гоночный календарь до предела насыщен соревнованиями, в которых задействованы многие постоянные участники Гонки звезд.
Почему журнал отказался от классической «таблицы шестнадцати»?
При этой схеме не у дел останется по меньшей мере десяток пилотов, имеющих полное право стартовать в Гонке звезд. Им просто не хватит места на старте. На наш взгляд, в ходе эволюции российского автоспорта этот формат устарел. И у него есть недостатки: например, неравномерные паузы между заездами для каждого из пилотов.
Московский ипподром с его заборами и деревьями не очень пригоден для гонок. Почему бы не перенести Гонку звезд на другую трассу?
Прежде всего потому, что в столице вообще острый дефицит подходящих площадок. А кроме того, именно на Центральном московском ипподроме родились сначала зимние ледовые гонки, а чуть позже и Гонка звезд «За рулем».
Улица Беговая, дом 22 – это для российского автоспорта настолько историческое место, что с некоторыми его недостатками, в том числе очевидными, все готовы мириться.
Необходим ли финал именно на одинаковых машинах?
Это избавляет Гонку звезд от «гонки вооружений», которую мы наблюдаем, в частности, в чемпионате страны по трековым гонкам. Мы хотим собирать на старте гонщиков из разных видов автоспорта, а не только участников этого чемпионата. Сегодня для Гонки звезд регламент допускает любые автомобили с двигателем до 1,6 л, подготовленные по требованиям разных гоночных дисциплин. А в финале все окажутся в равных условиях.
ЛУЧШИЙ ГОНЩИК РОССИИ
Подводим итоги традиционного опроса спортивных журналистов.
Россияне ударно выступили в прошлом сезоне в самых различных турнирах. В Россию уехали призы чемпионата мира WEC – гонок на выносливость (Сергей Злобин), Кубка мира по ралли-рейдам (Владимир Васильев), чемпионата Европы по ралли-кроссу (Сергей Загуменнов), кольцевого Кубка Европы ETCC (Николай Карамышев) и чемпионата Эстонии по ралли (Алексей Лукьянюк). Нашим коллегам-журналистам было над чем поломать голову, называя кандидатов на звание лучшего пилота России 2014 года.
ФОРМУЛЫ – ГЛАВНЕЕ
В сводном протоколе опроса дюжина имен. Журналисты отметили в анкетах самых достойных, в том числе чемпиона РСКГ Михаила Грачева, победителя предыдущего «Дакара» Андрея Каргинова и первого российского призера чемпионата мира по картингу Никиту Мазепина. Однако явными лидерами опроса оказались пилоты, занявшие в своих турнирах весьма скромные места. Михаил Алешин завершил заокеанскую серию IndyCar шестнадцатым, а Даниил Квят в Формуле‑1 поднялся на одну строчку выше. Квята при этом упомянули почти все коллеги – как все-таки велико влияние телевидения и сильна магия Формулы‑1! Зато Алешина чаще ставили на первое место. Михаил в итоге и набрал наибольшее количество баллов (30 против двадцати семи у Квята). Формальное третье место в опросе – у героя ралли-рейдов Владимира Васильева (20 баллов).
ОТВЕТНЫЙ УДАР
По справедливости, Алешин заслужил этот трофей еще в 2010 году, когда выиграл чемпионат Формулы-Renault 3.5. Но именно в том сезоне Виталий Петров дебютировал в Формуле‑1, и это для спортивной прессы оказалось весомее. Так что ныне Михаил нанес своеобразный ответный удар следующему дебютанту чемпионата мира – Квяту. Это стало возможно благодаря сотрудничеству с командой SMP Racing. Попытки Алешина пробиться в Формулу‑1 зашли в тупик, но нашелся иной, очень интересный вариант развития карьеры. В главном американском формульном чемпионате, ведущем свою историю с 1911 года, дебютировал россиянин! И для новичка прекрасно откатал сезон. Михаил был быстр и ярок, пережил пару пугающих аварий и добыл подиум на одном из этапов. Бронзовая богиня Ника – наш традиционный приз, вручаемый с 1996 года, – вновь попала в надежные руки.
Лауреаты опросов «ГОНЩИК ГОДА»
1996 Сергей Алясов (Тольятти)
1997 Михаил Нарышкин (Москва)
1998 Сергей Балдыков (Ижевск)
1999 Сергей Успенский (Москва)
2000 Михаил Ухов (Москва)
2001 Александр Львов (Санкт-Петербург)
2002 Айрат Шаймиев (Казань)
2003 Владимир Чагин (Набережные Челны)
2004 Алексей Васильев (Москва)
2005 Виталий Петров (Выборг)
2006 Алексей Дудукало (Москва)
2007 Евгений Вертунов (Москва)
2008 Кирилл Ладыгин (Екатеринбург)
2009 Фирдаус Кабиров (Набережные Челны)
2010 Виталий Петров (Выборг)
2011 Даниил Квят (Уфа)
2012 Евгений Новиков (Москва)
2013 Тимур Тимерзянов (Казань)