Volkswagen Jetta: звездный путь
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ
Знакомьтесь: разработанное в начале 1990‑х годов чудо называется ЭКИП («экология и прогресс»). Сейчас эта тарелка – экспонат Военно-технического музея, что под Черноголовкой. А рядом с ним вовсе не НЛО, а Volkswagen Jetta после рестайлинга. Заметить привнесенные изменения сможет только наметанный глаз опытного джеттовода: новая начинка фар со светодиодными ходовыми огнями, иная пластика бамперов и противотуманок. Ретушь минимальная, но теперь Jetta похожа на Passat B7. На парковке я по ошибке направился к серебристому «Пассату» – и лишь подойдя ближе, понял: стыковка отменяется.
НЛО по-русски
ЭКИП – это проект многофункционального безаэродромного летательного аппарата, построенного по схеме «летающее крыло» (с дисковидным фюзеляжем). Вместо шасси применили воздушную подушку, что позволяет обходиться без специальных аэродромов. А главная изюминка – система управления пограничным слоем, значительно снизившая аэродинамическое сопротивление при одновременном уменьшении энергозатрат (6–8% тяги вспомогательных двигателей).
«Тарелку» изобрел советский авиаконструктор Лев Николаевич Щукин в начале 80‑х годов прошлого века. В зависимости от модификации она могла подниматься на высоту от 3000 до 11 000 метров. Максимальная скорость – от 120 до 700 км/ч. Скорость полета аппарата Л2-3, который и стоит в музее, – 610 км/ч. Суммарная тяга двигателей – примерно 35 000 л.с.
Наша «тарелка» совмещала в себе достоинства вертолета и самолета. В 1993 году правительство России решило поддержать проект ЭКИП и довести его до производства, но в 1999 году финансирование прекратили. Лев Щукин очень переживал за судьбу своего детища и предпринимал безуспешные попытки найти деньги на проект. Изобретатель ушел из жизни в 2001 году, а двумя годами позже Саратовский авиационный завод окончательно свернул все работы по этому проекту.
Пока толкался в пробках, изучил салон. Понравилась новая панель приборов с глубокими колодцами: теперь «засвет» исключен. Обод нового руля подрезали снизу – эдакий намек на спорт. Система контроля слепых зон весьма актуальна в городе, особенно при грязных наружных зеркалах. Главное же в том, что все кнопки и рычажки по-прежнему там, где инстинктивно надеешься их обнаружить. Пункт управления полетом? Да, что-то схожее есть.
ПОЕХАЛИ!
Атмосфера города давно разрядилась, мчу по подмосковной орбите. Сегодня я пилотирую «Джетту» с топовым двигателем 1.4 TSI о 150 «лошадях», впряженных в 7- ступенчатый «робот» DSG с двумя сцеплениями. Эта парочка свой характер не изменила. Возможностей турбомотора хватает с лихвой, и Jetta быстро набирает «первую космическую» – разрешенную на наших дорогах скорость. Шустрый робот подхлестывает к динамичной езде, мгновенно «отделяя» ступени.
Главное, чтобы дороги не были разбиты. На мелочевке Jetta по-прежнему трясет, и это характерная черта всех «Фольксвагенов». Зато крупные изъяны подвеска отрабатывает без пробоев – скорее погнешь один из 17‑дюймовых дисков, чем сработает буфер отбоя.
ХЬЮСТОН, У НАС ПРОБЛЕМЫ
В былые годы непрерывно следить за состоянием пилотов умели только в космической отрасли. Сегодня такая функция доступна даже «Джетте», но систему распознавания усталости водителя я так и не раскусил. На безлюдной дороге всячески пытался изображать засыпающего: прикрывал глаза, клевал носом и смещался из одной полосы в другую, не моргая поворотником. Или система слишком умна, или из меня плохой актер, но пиктограммка с чашкой кофе, указывающая на необходимость отдохнуть, так и не загорелась.
ОБРЫВ СВЯЗИ
Не произвела впечатления и система hands-free. Громкость в ходе телефонного разговора постоянно менялась, а пару раз связь и вовсе обрывалась. А если звонок важный?
«Чашка кофе» и неважная беспроводная связь – вот и все мои претензии к «Джетте», которая по-прежнему остается эталоном среди гольф-седанов. Но гордость меня взяла не за немецких, а за наших инженеров – после того, как добрался до летающей тарелки. Я и не знал, что это не макет вовсе, а летающий образец! Был… До звезд гениальная задумка так и не добралась.
ВЫЕЗД В КОСМОС
Jetta как никогда далека от народа – цены-то космические! Базовая 85‑сильная версия с ABS, передними подушками безопасности и электроприводом передних стеклоподъемников обойдется в 743 000 рублей.
Даже простенькой аудиосистемы нет! А тестовая Jetta с полным фаршем, включая адаптивные ксеноновые фары и навигацию, тянет на 1 477 000 рублей. Полгода назад за эти деньги можно было взять неплохо оснащенный Passat.
Рынок уже не тот, и конкуренты не дешевле. Доступный космос так и остался мечтой, а космические цены на обычные автомобили уже стали реальностью.