Еще не поздно: государство спешит на помощь авторынку
20150326_util2
20150326_util2
Утилизация автохлама заглохла
Программа утилизации старых автомобилей, в очередной раз запущенная в сентябре прошлого года, была продлена и на нынешний год, однако спрос на нее упал примерно вдвое. Так, согласно данным Минпромторга, за первый квартал 2015 года по утилизационным сертификатам реализовано более 48 тыс. автомобилей, тогда как прошлой осенью такое же количество машин было продано менее чем за 1,5 месяца. Все дело в том, что размер утилизационной скидки не менялся с 2010 года, когда программа была запущена впервые, а с недавним скачком цен на автомобили выгода в 50 тыс. руб. стала для покупателей неочевидной. К тому же желающие сэкономить постарались сделать это в конце прошлого года, когда купить новую машину можно было еще по старым ценам.
«Новый этап утилизационной программы был запущен после бума продаж и на фоне подорожания автомобилей, которое перекрыло размер компенсации от утилизации, и из-за этого сделка уже не кажется столь выгодной, – отмечает исполнительный директор компании «Рольф» Виталий Павловский. – Тем не менее, потенциал у программы утилизации, безусловно, есть, и клиентов, которые могли бы ей воспользоваться – немало».
Снижение спроса на программу утилизации обусловлено тем, что большинство покупателей, заинтересованных обновить автомобиль, уже воспользовались ее преимуществами в конце прошлого года, подтверждает руководитель марки Skoda в России Любомир Найман. За первые три месяца 2015 года по утилизационным сертификатам и через трейд-ин было продано 1,6 тыс. автомобилей Skoda, что составляет 11% от общих продаж марки. Для сравнения, в сентябре-декабре прошлого года эта доля была вдвое больше – 22%. Кстати, наибольшим спросом среди участников программы пользуется компактный лифтбек Skoda Rapid, на который приходится 44% продаж в рамках утилизационной программы.
Несмотря на то, что по базовым условиям программы обновления автопарка скидка по трейд-ин (40 тыс. руб.) меньше, чем по утилизации (50 тыс. руб.), схема обмена старого автомобиля на новый становится все более популярной, ведь доплата за него, в конечном счете, получается меньше. Начиная с середины марта через трейд-ин продается более половины автомобилей в рамках госпрограммы, гласят данные Минпромторга. Так, например, для компании «Рольф» дополнительный приток клиентов, которые сдавали автомобиль старше шести лет в зачет покупки новой машины, участвующей в госпрограмме, составил примерно 1100-1300 авто за три месяца 2015 года – это порядка 5-6% дополнительных продаж.
Как отмечает PR-менеджер регионального подразделения «Ниссан Восток» Роман Скольский, еще в начале года трейд-ин был не столь востребован, поскольку вторичный рынок был слишком нестабилен вследствие резкого изменения цен. Но со второй половины февраля в Nissan наблюдают стабильный рост интереса к трейд-ин. Всего по программе обновления автопарка в первом квартале 2015 года компания реализовала порядка 2,5 тыс. автомобилей Nissan Almera, Sentra, Terrano, а с марта по ней стал доступен и новый X-Trail. Кроме того, владельцы утилизационных сертификатов с начала года купили 1,5 тыс. автомобилей Datsun on-DO и mi-DO.
Каждый второй автохлам в обмен на Lada
Наибольшую выгоду от программы утилизации, как обычно, получил АВТОВАЗ, который в январе-марте продал по ней треть своих автомобилей – 22,7 тыс. машин. Таким образом, почти каждый второй участник программы в этом году выбрал Lada. «На фоне роста стоимости автомобилей, который мы сегодня наблюдаем, неудивительно, что госпрограмма привлекает, прежде всего, покупателей бюджетных автомобилей, таких, как Lada. В то же время сейчас на АВТОВАЗе проводится большая работа, чтобы сделать автомобили привлекательнее, а дилерскую сеть – сильнее, что тоже не осталось без внимания покупателей», – отмечает Виталий Павловский.
Среди иномарок лидером по программе обновления автопарка стал Volkswagen, а наибольшим спросом у покупателей пользуются автомобили российской сборки – Polo, Jetta и Tiguan. В пятерку наиболее популярных автомобилей в рамках госпрограммы, по данным Минпромторга, также входят Renault, ГАЗ и Hyundai. Как отмечают в «Хендэ Мотор СНГ», участие автомобилей Hyundai в программе обновления автопарка позволяет компании еще больше укрепить свои позиции на российском рынке, где Hyundai в этом году стала лидером среди иностранных брендов. Впрочем, в госпрограмме участвует только одна модель Hyundai – бестселлер Solaris, и за первые три месяца 2015 года по ней продано 4 тыс. этих автомобилей. Кстати, столько же машин реализовал по утилизационным сертификатам и через трейд-ин Ульяновский автозавод. По данным Sollers, около 40% из этого количества пришлось на флагманский внедорожник UAZ Patriot. А вот GM-АВТОВАЗ, который в этом году возобновил продажи по программе утилизации лишь в феврале, за два месяца продал по ней всего 185 внедорожников Chevrolet Niva против около 1,5 тыс. в четвертом квартале 2014 года. «Показатели текущего года, в первую очередь, связаны с нестабильной экономической ситуацией в России в целом и, как следствие, значительным падением автомобильного рынка», – комментируют в пресс-службе СП.
Льготные автокредиты возвращаются
Действительно, продажи новых автомобилей в России падают вот уже третий год подряд. При этом ни программа льготного автокредитования, действующая во второй половине 2013 года, ни утилизация автохлама, которая была возобновлена прошлой осенью, не смогли исправить ситуацию. Ажиотажный спрос на автомобили в конце 2014 года, спровоцированный обвалом рубля, лишь усугубил и без того тяжелое положение на авторынке. На фоне повышения цен падение продаж в этом году продолжилось с нарастающей скоростью: на 24% в январе, на 38% – в феврале и на 42% в марте, по данным Ассоциации европейского бизнеса, и, как говорят эксперты, дна авторынка пока не видно. Решение о новых мерах поддержки отрасли правительство планировало принять как раз по итогам продаж в первом квартале, однако после долгих уговоров со стороны дилеров решило запустить программы льготного автокредитования и льготного автолизинга уже с 1 апреля. Стоит отметить, что это стало возможным во многом из-за падения спроса на программу «Деньги за автохлам», часть бюджета которой и был направлен на новые меры стимулирования авторынка.
Что касается льготных автокредитов, условия программы были актуализированы, и теперь по ней доступны автомобили российского производства стоимостью до 1 млн руб. Вместе с тем, размер первоначального взноса был снижен с 30% до 20%, что, по замыслу Минпромторга, позволит заемщикам менее болезненно для кармана приобрести еще и обязательный полис каско. Ну а самое главное новшество, пожалуй, в том, что государство ограничило для банков максимальную ставку, по которым они могут выдавать льготные автокредиты. С учетом субсидии (2/3 ключевой ставки ЦБ) она не должна превышать 15%. Первые результаты программы показали, что средняя ставка по программе составляет 12,3% годовых. По словам директора по продажам дивизионов «Внуково» и «Химки» ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрия Константинова, данное ограничение позволит сделать программу более прозрачной, а снижение первоначального взноса увеличит количество желающих купить автомобиль в кредит.
На программу субсидирования автокредитов в 2015 году выделено 1,5 млрд руб., что позволит реализовать до 200 тыс. автомобилей. По оценкам Виталия Павловского, льготное автокредитование, при условии достаточного финансирования, может дать дополнительные 100-150 тыс. проданных автомобилей в течение года. Только за первую неделю на льготные автокредиты поступило более 11,3 тыс. заявок, из них чуть более половины были одобрены. Практически сразу к реализации программы подключились более 50 российских банков, суммарно охватывающих до 80% всех кредитных продаж автомобилей, и их число продолжает пополняться.
«Безусловно, запуск программы способен существенно увеличить кредитные продажи дилеров. Клиенты интересуются возможностью получить льготный автокредит, хотя многие сетуют на то, что из-за ограничения стоимости автомобиля «их» машина не попадает под действие программы», – отмечает Виталий Павловский.
Участники рынка возлагают большие надежды на льготные автокредиты, поскольку с недавним повышением процентных ставок кредитные продажи автомобилей практически сошли на нет. Госпрограмма же способна увеличить их долю с 5-15% в начале года до прошлогодних 35-45%. По словам Любомира Наймана, в I квартале доля кредитных продаж Skoda составила 15% в общем объеме реализации марки, и с запуском льготного автокредитования эта доля может вырасти до 25-30%. В «Хендэ Мотор СНГ» благодаря госпрограмме уже в апреле рассчитывают продать в кредит до 30% своих машин против порядка 14% за первые три месяца 2015 года, а к июлю достигнуть уровня прошлого года – 40%, заявил исполнительный директор компании Алексей Калицев. С помощью спецпредложений Nissan смог увеличить долю кредитных продаж своих автомобилей с менее 5% в январе до 15% в марте, а с запуском государственного субсидирования автокредитов надеется приблизиться к прошлогоднему уровню продаж в кредит.
«Запуск программы льготного автокредитования является, безусловно, своевременной и действенной мерой, так как до настоящего времени ставки по автокредитам носили заградительный характер. Потенциально эта мера способна вывести продажи в кредит на докризисный уровень 35-40%, но сразу этого не произойдет, поскольку восстановление рынка – процесс всегда постепенный», – предупреждают в пресс-службе GM-АВТОВАЗ.
Автолизинг нуждается в рекламе
Программа льготного автолизинга, который достаточно распространен на развитых мировых рынках, в России запущена впервые. Государство будет субсидировать часть авансового платежа по договорам лизинга автомобилей всех типов, возмещая лизинговым компаниям 10% от цены машины (но не более 500 тыс. руб. на один предмет лизинга и 5 млн руб. на одного лизингополучателя). Как считает Алексей Калицев, параметры программы действительно интересны, в связи с чем в «Хендэ Мотор СНГ» рассчитывают увеличить продажи в лизинг для частных лиц и корпоративных клиентов.
По оценкам Минпромторга, субсидирование автолизинга позволит реализовать в 2015 году до 16 тыс. автомобилей, включая легковые, грузовые автомобили и автобусы. Однако уже очевидно, что программа будет наиболее востребована среди потребителей коммерческих машин. За первые три месяца 2015 года Ульяновский автозавод реализовал в лизинг 4% своих автомобилей, и в перспективе предполагает нарастить эту долю до 10%. Как отмечают в пресс-службе Sollers, потенциальными потребителями программы являются юрлица: коммерческие организации и госучреждения.
В целом, и утилизация автохлама, и льготные автокредиты с субсидируемым лизингом, безусловно, окажут поддержку российскому авторынку. Однако в нынешних экономических условиях речь идет лишь о снижении темпов падения продаж, а не возвращении к росту, как это было в 2010-2011 годах. По мнению Виталия Павловского, эффект от предпринятых мер не будет мгновенным, но с ними у рынка есть шанс переломить негативный тренд.
Как считает Дмитрий Константинов, без программ господдержки многие автопроизводители значительно сократили бы объемы производства, а соответственно и рабочие места, а дилеры могли бы в большинстве своем разориться. «Спрос они значительно не увеличат, но поддержат стабильный низкий спрос. Почему не способны? Вполне вероятно, что падение рынка уже закончилось, и меры господдержки не дадут рынку упасть еще сильнее, а с середины лета мы увидим рост относительно первого квартала. Очень надеемся и рассчитываем, что и сроки и деньги не закончатся до конца 2015 года», – резюмирует он.