В ралли-рейде «Золото Кагана-2015» сразились ГАЗы, МАЗы и КАМАЗы
Что тут особенного?
Ралли-рейд «Золото Кагана» в календаре российского чемпионата стоит особняком. Да, это не открытие сезона, а уже второй этап. Но всё-таки… по-настоящему – первый!
Уникальный зимний «Северный лес» слишком индивидуален, требует совсем иного подхода, а его результаты отнюдь не всегда говорят о реальном раскладе сил на сезон. Ну а с точки зрения зрителей этот этап немного скудноват. Там нет ни грузовиков, ни недавно пришедших в чемпионат необычных полноприводных двухместных тележек типа side by side категории Т3. Да и требования к штурманской работе при движении по зимней проложенной грейдером дороге тоже существенно ниже.
В «Северном лесе» преобладал типичный для классического ралли вид аварий: засел на бруствере, перевернулся, поймал дерево. Астраханский же этап – самый настоящий ралли-рейд, где можно и заблудиться, и в песке надолго окопаться. Сюда прибыли уже все классы, участвующие в чемпионате. Автомобилей, грузовиков и side by side Т3 оказалось в стартовом листе 39.
Впечатлил грузовой класс, где было представлено сразу 11 участников – заводские команды КАМАЗа, МАЗа и ГАЗа в полных составах. Неплохо укомплектованным оказался и зачет «Рейд», где к традиционному противостоянию команд «ГАЗ Рейд Спорт» и TSN присоединился новый сильный игрок – опытный Павел Ушаков на немолодом, но очень серьезном прототипе Toyota.
Завершили эффект большой гонки более четырех десятков мотоциклистов и квадроциклистов. Они, хоть формально и выступали в отдельном соревновании – в открытом первенстве Астраханской области, но шли по той же трассе.
ЗАЕХАЛ «ЛИС ПУСТЫНИ»
Астрахань уверенно завоевывает статус ралли-рейдовой столицы России, и это снова было видно. Сервисный парк, расположенный в популярном месте волжской набережной в центре города, тут же большой «Азимут-отель», ставший на время гонки домом для участников и всех служб соревнования. Старт напротив исторического Астраханского кремля, при большом скоплении болельщиков и внимании высшего руководства города и области.
Губернатор Астраханской области Александр Жилкин даже проехал по трассе семикилометрового пролога на штурманском месте с легендарным Жаном-Луи Шлессером. Да-да, «Лис пустыни» тоже посетил «Золото Кагана», и отнюдь не только для того, чтобы поностальгировать об одержанной здесь когда-то победе в трансконтинентальном марафоне, но и чтобы провести презентацию своей гонки «Африка Эко Рэйс».
ГАЗОВАЯ АТАКА
Для команды «ГАЗ Рейд Спорт» этот этап стал первым в сезоне, где коллектив был представлен обоими своими подразделениями – легковым и грузовым. Две Газели Next под управлением экипажей Александра Кострукова –Евгения Павлова и Михаила Кострукова – Олега Нежнова традиционно ставили перед собой задачу борьбы за призы в своем зачете R.
Те изменения, которые внесли в автомобили в межсезонье, а их было немало, проверили еще на «Северном Лесе». Теперь предстояло подтвердить полученную тогда позитивную информацию в условиях степей и песка.
А вот для грузового подразделения, представленного автомобилями Садко двух поколений – как прежнего, так и только выходящего на рынок Садко Next - этот старт был в сезоне первым. И модернизации (в частности, серьезную доработку по подвеске) предстояло только проверить.
В соревновательном плане перед грузовыми ГАЗами, которыми управляют экипажи Михаила Шкляева – Вячеслава Сучкова и Болеслава Левицкого – Александра Обухова, ставили, в первую очередь, испытательские задачи. Ведь отдельной категории для этого типа грузовиков в наших ралли-рейдах пока нет. Как, допустим, в кроссе. А соревноваться с армадами в несколько раз более мощных КАМАЗов и МАЗов трудно – просто разные «весовые категории».
Кстати, газовскую команду отметил на пресс-конференции и сам Шлессер. Он обратил внимание, что на фоне подготовки суперпрототипов, которыми, по сути, являются боевые КАМАЗ и МАЗ, выезд на почти серийных грузовиках – это интересная, смелая идея. Ведь она имеет реальный практический смысл и соответствует историческому духу рейдов и марафонов.
ДЕРЖИТЕ ДИСТАНЦИЮ
Дистанция гонки соорудили по уже устоявшейся здесь схеме. Сначала короткий пролог, удобный для зрителей, в 15 км от города на берегу Волги. Потом три длинных дня-круга в Наримановском и Краснодарском районах Астраханской области. Каждый день более 250 км зачетной дистанции.
Общая протяженность спецучастков – 800 км, это достаточно серьезный маршрут. В первый же день, гонщикам задали жару. Им пришлось атаковать пески и дюны знаменитых и сложных участков «Большой брат» и «Африка». В зачете прототипов Т1 сразу же определились основные претенденты на лидерство: два экипажа команды ПЭК (Е. Фирсов – В. Филатов и Д. Иевлев – А. Шапошников) и победитель «Северного Леса» финн Йоуни Ампуйя, которому ассистирует Маркку Хурскайнен.
В Т3 лидерство захватил экипаж Сергея Карякина. Гонщик, прославившийся как первый российских квадроциклист, полностью прошедший «Дакар», на этот раз решил попробовать себя на автомобиле side by side вместе с Ильей Молчановым. Они вышли на старт на Polaris RZR.
В Т2 инициативу поначалу захватили действующие чемпионы России Александр Терентьев и Алексей Беркут на Ford Raptor. А в Т4 – грузовиках все первые позиции контролировали гонщики КАМАЗа. Парни на МАЗах стали быстрее, но об угрозе позициям «синеньких» говорить еще рано.
В одной из наиболее массовых категорий R («Рейд») самые сильные позиции были у фаворитов гонки – экипажей Газелей Next. Но у действующих чемпионов – Александра Кострукова и Евгения Павлова – в середине дистанции от удара при приземлении сорвало крепление рулевого механизма. На плохо управляемой машине о продолжении движения по дистанции нечего было говорить. Пришлось отправляться прямо на финиш, пропуская контрольные точки, и получить за это колоссальный штраф. Знамя команды и лидерскую эстафету пришлось подхватить Михаилу и Олегу. Хотя для них на эту гонку была установка идти надежно. И в первый день именно они смогли прийти на первом месте.
Первый длинный этап встретил участников совсем не весенней погодой. Половину ночи накануне старта лил дождь, степные дороги стали скользкими, а верхний слой песка сырым. Тем, кто шел первым, при преодолении барханов сопутствовала удача. Надо было просто не нырять в уже раскопанные места, а стараться держаться еще не езженых.
Увы, многие участники зачета Т2 рискнули все-таки идти по раскатанным местам. В результате, на подступах к бархану «Большой брат», старательным и продолжительным откапыванием отличилась едва ли не половина в этой категории. Не повезло участникам зачета Т3. Под начавшимся дождем со снегом на одном из участков трассы они в своих открытых «кибитках» испытали все «прелести жизни».
ВТОРОЙ НАЛЕВО
Второй день уводил караван участников ближе к казахстанской границе. Погода не стала жаркой, но хотя бы пропала сырость. Впрочем, ровно настолько, чтобы не поднимались за машинами огромные пылевые шлейфы.
Степные дороги были быстры, но местами достаточно жестки, и попрыгать автомобилям пришлось в полной мере. Характер трассы за 280-километровый отрезок менялся несколько раз. И, увы, здесь начались уже и разнообразные технические проблемы. Без фаворитов остались сразу две категории. Моторы подвели экипажи Евгения Фирсова (Т1) и Александра Терентьева (Т2),. Закапризничал вариатор у Сергея Карякина, но финишировать и даже не потерять общее лидерство екатеринбуржец смог.
В стане команды МАЗ остался только один зачетный автомобиль, остальные борьбу прекратили. С огромным штрафом после поломки в этот день оказался и титулованный камазовский экипаж Эдуарда Николаева. Не закончил этот день и новый ГАЗ Садко Next. Неисправность трансмиссии посадила экипажа Михаила Шкляева в долгий песчаный плен, а поздний финиш не позволил остаться в зачете.
Казалось бы, второй день должен был стать самым быстрым по скорости, относительно ровным по покрытию, а закончиться достаточно рано и без особых технических проблем. Но произошло обратное. В итоге состав участников сократился перед решающим спецучастком на четверть – до 29 машин.
СНОВА ПЕСКИ
А решающий день, несмотря на немалую протяженность и необходимость снова штурмовать те самые «Африку» и «Большой брат», оказался не столь убийственен. Организаторы не просто проложили маршрут в обратном направлении, но и сместили его примерно на 20 км к северу. Поэтому основная часть маршрута пришлась не на самые тяжелые для прохождения места.
В итоге к барханам участники подходили если не по-раллийному – через минуту или две, как и стартовали, – то, по крайней мере, без существенных разрывов по временам. Вновь демонстрировали свои головокружительные прыжки могучие КАМАЗы. Ловко катились в барханах экипажи серийных автомобилей категории Т2. В Т1 финский пилот вел отчаянную борьбу с Дмитрием Иевлевым, но так его и не догнал.
Порадовали зрителей и Газели Next. Они не только слаженно прошли большую часть дистанции парой, но и красиво отправились на штурм судейского створа на «Большом брате» с противоположных сторон. И преодолели преграду практически синхронно! Это стало настоящим хитом дня.
Отмечу, что команда продолжает использовать в основном серийную комплектацию. Это и дизельные двигатели Cummins, настроенные, конечно, для спортивного режима. И штатные блокировки Eaton ELocker, которые уже вторую гонку уверенно продолжают работать в предельных режимах.
Вообще надежность, которая в минувшем сезоне была болевой точкой команды «ГАЗ Рейд спорт», заметно повысилась. К примеру, на этом тяжелом рейде не было никаких проблем с коробками передач, в прошлом году изрядно потрепавшими нервы гонщикам и механикам. Команда продолжает сотрудничество с партнерами, чья комплектация великолепно зарекомендовала себя в минувших сезонах. Поставщиком масел и эксплуатационных материалов выступает Total, шин – Michelin. В том числе и с брендом BFGoodrich. Шины All-Terrain A/T в этом сезоне начали ставить на Газели Next. А Садко и Садко Next выступают на Michelin XZL.
ФИНИШНЫЙ СТВОР
В итоговой неофициальной таблице «Золота Кагана»-2015 в первой десятке оказалось шесть грузовиков. Пять КАМАЗов показали пять первых результатов. Но в ралли-рейдах это не в счет, здесь медали и звания выдают по классам.
В грузовиках лучшим стало трио Дмитрий Сотников – Андрей Мокеев – Александр Ваничков. Экипаж Болеслава Левицкого на ГАЗ 33088 Садко – седьмой. Достойный результат на фоне могучей техники соперников!
Дмитрий Иевлев и Алексей Шапошников заслуженно заняли первое место в Т1. Им удалось уверенно удержать оборону от финского экипажа. Кстати, Ампуйя признался после финиша: «Это была самая тяжелая гонка в моей жизни!» Но пришедший из мира классических ралли финский пилот всё равно настроен не просто проехать весь Чемпионат России, но и побороться в нем за победу.
В серийной категории Т2 действующие обладатели Кубка мира – Андрей Рудской и Евгений Загороднюк хоть и были несколько в тени в самом начале гонки, но в итоге пришли к уверенной победе с сорокаминутным преимуществом перед ближайшими преследователями.
В новом классе Т3 выиграли Сергей Карякин и Илья Молчанов. Несмотря на технические проблемы, они не только удержали часовой запас перед соперниками, но и в неофициальном общем протоколе смогли пробиться в десятку быстрейших, опередив многие автомобили.
В «Рейде» чемпион определился только перед самым финалом. Им стал экипаж на Toyota LC 80 Павел Ушаков – Артем Шевелев. Спортсмены «ГАЗ Рейд Спорт» на Газели Next никак не хотели уступать лидерство, но пробой колеса на последнем отрезке пути оставил экипаж Михаила Кострукова – Олега Нежнова с серебряными медалями.
НА ЧТО ЖАЛУЕМСЯ
Многие экипажи сетовали, что в дорожной книге было слишком много контрольных точек, стоящих близко друг к другу. Взял одну, тут же появилась следующая. И фишка рейда – ориентирование – пропала. «В первый день, похоже, по роудбуку вообще мало кто ехал. Зачем? Смотри себе на курс, который дается на точку, и вперед», – досадовали штурманы.
Были, на мой взгляд, огрехи в безопасности. Хотя организаторы и предприняли вполне серьезные меры. И эвакуационный вертолет летал, и ездили многочисленные автомобили безопасности. Но часть трассы проходила по местам, облюбованным астраханскими рыбаками, за которыми уследить трудно.
Над этим еще предстоит работать. Дискуссий в профессиональных кругах гонка вызвала немало, обсуждения еще продолжаются. Но если не вдаваться в узкопрофессиональные вопросы, то уровень «Золота Кагана» всё-таки растет год от года. У гонки появился определенный налет фирменности.
Следующий этап российского рейдового чемпионата будет проходить не в России. Баха «Беларусь» в этом году состоится в последний уик-энд мая. Визиты в Белоруссию и Латвию вполне логичны, представители этих стран принимают в российской серии активное участие, так что и нашим в гости выбраться не грешно. В 2014 году трасса под Полоцком была достаточно интересна. Ждем нового старта!