Российские автозаводы: нам есть что терять
В нынешнем году российский авторынок вошел в пике. Поначалу казалось, что продажи упадут на 30–40% (ЗР, 2015, № 3), но после оглашения итогов февральских продаж (– 37,9%, по данным Ассоциации европейского бизнеса) эксперты стали вспоминать 2009 год, когда реализация просела вдвое.
Сгустившиеся тучи уже успели грянуть громом. General Motors огорошил известием: Chevrolet и Opel уходят из России! Несмотря на обилие выпускаемых у нас моделей, концерн не смог обеспечить требуемый уровень локализации (даже для собираемых по полному циклу моделей она не превышала 25%) и разумные цены. В январе – феврале 2015 года хуже Opel (продажи упали на 82%) показала себя только Honda (– 86%), у которой в России вовсе нет сборочных площадок.
Ситуация с Chevrolet схожая: в январе – феврале падение составило 71%. Народные машины уходят с рынка, останутся лишь имиджевые – Camaro, Corvette и Tahoe.
Калининградский «Автотор» лишился линейки GM еще в прошлом году (Cadillac, Chevrolet, Opel), собственный завод GM в Санкт-Петербурге законсервируют на неопределенный срок, а ГАЗ остался без собираемого по полному циклу Aveo.
(1) В модельном зачете трон АВТОВАЗа заметно шатается под натиском корейских конкурентов, однако по общему объему выпуска тольяттинский автозавод по-прежнему далеко впереди. В 2014 году здесь собрали чуть меньше 450 тысяч автомобилей четырех марок – при суммарной мощности свыше миллиона машин в год. Все модели (за исключением набирающего обороты хэтчбека Datsun mi-DO) входят в топ‑15 самых популярных на рынке. Отличные перспективы? Не совсем. Кризис в первую очередь бьет по небогатым покупателям, а именно они являются клиентами АВТОВАЗа. Бу Андерссон обещает удержать производство на прошлогоднем уровне, и шансы есть. В относительно «здоровом» 2014 году Lada просели на 15%, тогда как рынок в целом – лишь на 10,3%. Но как только кризис встал в полный рост, картина начала меняться: в январе – феврале рынок оказался в минусе на 32,1%, а тольяттинские модели – на 25%.
Поддержать интерес можно привлекательными ценами, но в первом квартале их поднимали дважды. Самой скромной прибавкой отметилась пятидверная «Нива»: меньше 10%. А вот Largus проявил свои иностранные корни во всей красе. Больше всего подорожала семиместная квазивседорожная версия «Кросс» – на 113 тысяч рублей. В чем же тогда выгода российской сборки? Ведь, по данным на начало 2014 года, Largus со своими 72% локализации проигрывал только московскому «Логану». Понятно, что хочется заработать, но жадность может разорить.
(2) Завод Hyundai-Kia в Санкт-Петербурге вышел на второе место в России; с результатом 237 тысяч собранных машин он опередил калининградский «Автотор». В Питере корейцы собирают всего две модели – Solaris и Rio, но спрос на них практически не падает: в феврале марки суммарно потеряли 5–6% покупателей, тогда как среди остальных игроков менее чем на 20% упала только Skoda. Надолго ли хватит корейцев с их аттракционом невиданной щедрости, неизвестно. Они продают машины чуть ли не в убыток, зато наращивают свою долю рынка, а часть потерь компенсируют прибылью от обслуживания и продажи запчастей.
План корейцев на 2015 год – удержать планку на прежнем уровне. А в следующем году на конвейер подгонят третью модель – кроссовер В‑класса Hyundai ix25. Рискованный шаг? Solaris и Rio заткнули за пояс более доступных одноклассников, среди которых Renault Logan и Nissan Almera. Тот же фокус маркетологи Kia надеются провернуть с кроссовером, надеясь, что россияне предпочтут его нарочито бюджетным Renault Duster и Nissan Terrano.
(3) АВТОТОР, выпустив почти 182 тысячи машин, занял третью строчку в списке крупнейших сборочных площадок. В прошлом году палитра калининградцев была едва ли не самой обширной в отрасли: шесть марок! Теперь осталось три. Сборка BMW мелкоузловым методом продолжается своим чередом, набор моделей не изменился. Баварцы вряд ли уйдут, ведь российская сборка, помимо прочего, позволяет им продавать машины госструктурам. Ключевые для нашего рынка модели локализованы, перенос остальных нерентабелен.
Компания Kia в свое время помогла «Автотору» с инвестициями и организовала выпуск в Калининграде двух моделей по полному циклу, сборка остальных осуществлялась по крупноузловой схеме. Размах впечатляет: в Калининграде собираются почти все продаваемые дилерами модели Kia, кроме импортируемого Picanto и питерского Rio. А вот Hyundai в балтийском анклаве пока находится в позиции наблюдателя. Из ворот «Автотора» выходят седаны i40 и Equus – не самые массовые модели. Корейцам было бы выгодно наладить местную сборку популярных кроссоверов Tucson и Santa Fe, чтобы сдерживать рост цен.
(4) ЗАО «Рено Россия» (бывший «Автофрамос») в 2014 году перевалило за 150 тысяч автомобилей. Ударная сила – Duster и его клон Terrano. Первый Logan еще выпускается, но дни его сочтены: он немногим дешевле преемника и может привлечь разве что наличием версии с автоматической коробкой передач, которой пока нет у новичка. Для сохранения объемов выпуска заводу жизненно необходим еще один бестселлер. Скорее всего, здесь освоят сборку вэнов Renault Dokker: эти машины я уже видел на Дмитровском автополигоне. Другой вариант – переезд в Россию модели Capture, которая пришлась ко двору в Старом Свете. Но это вилами по воде писано, да и полноприводной версии у «Каптура» нет.
(5) Калужская площадка концерна Volkswagen дала жизнь почти 128 тысячам автомобилей. Глобальных изменений в палитре ходовых моделей здесь не ждут. Что касается второстепенных, нужно отметить сокращение выпуска Audi. Российскую прописку сохраняют только заказываемые госструктурами седаны А6 и А8, а вот А7, Q5 и Q7 покинули конвейер – теперь их импортируют. В январе в Калуге запущена тестовая сборка атмосферных двигателей объемом 1,6 л. Максимальная мощность линии – 150 тысяч агрегатов в год. Что-то мне подсказывает, что полной загрузки ей не видать.
(6) ГАЗ вовремя привлек иностранцев предоставленными для контрактной сборки цехами. Увы, повезло не со всеми, и теперь в Нижнем Новгороде выпускают по полному циклу только три модели – это Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Yeti. Зато прогресс с 48 тысяч машин в 2013 году до почти 75 тысяч в 2014‑м – лучший показатель в нашем автопроме. Если управленцы сохранят свое умение находить клиентов, то в будущем завод сможет переманить машины с других конвейеров страны.
(7) Оживает бывший ИжАвто (ныне – ОАГ, Объединенная автомобильная группа), в пору предыдущего кризиса впавший в состояние клинической смерти. Объем выпуска почти такой же, как у ГАЗа. Модели ему достались весьма перспективные, а главная из них – будущая «Веста», которая пойдет в массовое производство осенью. За один квартал она не успеет набрать обороты, но уже в 2016 году начнет восхождение в рейтинге самых продаваемых автомобилей. И уж тогда 2014 год покажется ижевцам прогревочным кругом. А еще есть планы по освоению моделей Renault. Каких именно – пока неизвестно.
(8) Сборочную площадку Sollers во Владивостоке, одну из самых новых в России, хочется окрестить крепким середнячком. Звезд с неба не хватает, но и провалами не отметилась. Три марки обеспечили загрузку на две трети максимальной мощности: выпущено чуть больше 67 тысяч машин. Правда, положение на рынке у соседей по конвейеру разное. Toyota Land Cruiser Prado – незыблемый столп общества, клиенты не разлюбят этот автомобиль ни при какой цене.
Mazda 6 и CX‑5 продавались в минувшем году достойно, а к концу нынешнего рискуют остаться в дилерских шоу-румах без своих собратьев. Новую «двойку» к нам не повезут, слухи о завершении поставок «трешки» официально не подтверждаются, но упорно циркулируют в дилерских кругах, компактвэн Mazda5 в марте тихо пропал из прайс-листов, а CX‑9 и до кризиса был штучным товаром.
SsangYong отметил начало года серьезным падением продаж. Вся надежда теперь на компактный кроссовер Tivoli: его планировали запустить в продажу в середине лета, но на момент подготовки материала нам не смогли назвать дату старта. Очевидно, что без российской сборки машина обречена на провал. Что и где будет производить SsangYong – пока не сообщается. В конце марта появились слухи, что корейцы намерены создать собственное представительство в России, отказавшись от услуг фирмы Sollers. Как на этом фоне сложится дружба компаний в дальнейшем, сложно предсказать. Учитывая крупноузловую сборку на Дальнем Востоке с мизерной локализацией, нельзя исключить такой сценарий: вседорожники будут ввозиться из Кореи, а для выпуска Tivoli по полному циклу SsangYong подыщет другую площадку.
(9) Обосновавшийся в Санкт-Петербурге Nissan полон оптимизма. Год прошел со стопроцентной загрузкой. Линейка состоит из весьма недешевых моделей – Teana, X‑Trail, Murano и Pathfinder, но это не помешало японцам под занавес 2014 года, когда глубина раскрывшейся перед рынком пропасти была уже очевидна, запустить на предприятии вторую очередь – и увеличить годовую мощность с 50 тысяч до 100 тысяч автомобилей. Если забыть о кризисе, шаг назревший: в северную столицу переезжает новый Qashqai, который в «мирное время» претендует на высокие места в топ‑25 российского рынка. Отверточная сборка Infiniti прекращена без перспектив восстановления.
Nissan, как и партнерский Renault, в начале 2015 года падает по продажам сильнее рынка. Неспособность (или нежелание) сдерживать цены увеличивает отставание от Hyundai и Kia. Однако в России альянс сумел завоевать достаточный авторитет, чтобы быть уверенным в народной любви. Можно предположить, что по итогам года снижение спроса на японские и французские машины окажется сопоставимым со среднерыночным.
(10) Завод Peugeot-Citroen-Mitsubishi в Калуге хочется пожалеть. Из 46 тысяч собранных машин две трети пришлось на недешевые вседорожники Mitsubishi. К французским моделям покупатели охладели очень быстро: за первые два месяца года у «Ситроена» продажи упали на 78%, а у «Пежо» – на 81%. Надежды на седаны Peugeot 408 и Сitroen C4 не оправдались, другие модели в России не производятся, и объектов для локализации попросту нет. Peugeot 301 и Citroen C‑Elysee были безжалостно съедены монстрами сегмента, кроссоверы – тоже, а уже продающийся в Китае седан на базе нового поколения Peugeot 308 даже с учетом нашей сборки доступным никак не получится. Опасный шах, но еще не мат: в Калуге замечены кроссоверы DS 6WR. Это тоже модель для Поднебесной, причем недешевая (шильдик DS обязывает). Неужели французы всерьез рассчитывают выправить положение премиальной моделью?
(11) С результатом около 45 тысяч выпущенных машин закончило год СП GM-АВТОВАЗ. Для единственной модели – неплохо, но спрос падает, а жить нынешней «Ниве» еще очень долго. Все работы над машиной нового поколения заморожены. Для нее строился целый комплекс новых производств, включая завод двигателей, но – увы.
(12) Предприятие General Motors в Санкт-Петербурге отработало 2014 год на треть от более чем 100‑тысячной мощности, с чем и отправляется на покой (надеюсь, не вечный).
(13) Почти столько же машин вышло из ворот завода Toyota в Шушарах. Но тут-то модель всего одна – Camry. В середине прошлой весны японцы объявили о грядущем увеличении мощности до 100 тысяч автомобилей в год и переезде в Россию кроссовера RAV4. Безграничная любовь покупателей позволяет марке чувствовать себя уверенно даже в отсутствие бюджетных моделей, поэтому и не спешит автогигант с локализацией. Попахивает излишней самоуверенностью.
(14) Из всех выпущенных УАЗом машин лишь 28 тысяч – легковые вседорожники. «Доработанный для города» Patriot ждет новых покупателей, но высокие места в рейтинге ему пока только снятся. В этом году конвейер покидает древний «козлик». Замены ему нет, а потому объем выпуска просядет естественным образом. Плюс влияние кризиса. Зато у ульяновцев собственная гордость: заводу доверили сборку машин в рамках проекта «Кортеж». Правда, еще нет ясности в вопросе сроков их появления, да и тираж вряд ли окажется внушительным. Есть на УАЗе и свой проект кроссовера с несущим кузовом – машина компактнее и дешевле Patriot. Законы рынка требуют строить ее на переднеприводной платформе, которой у ульяновцев нет. Поговаривают об использовании наработок того же проекта «Кортеж» или о покупке «тележки» у компании SsangYong. Представить новинку завод собирается только к 2019 году, хотя она нужна уже сейчас.
(15) Ford во Всеволожске впору называть разочарованием года. Завод способен выпускать 125 тысяч машин в год, а рынок нехотя поглотил лишь пятую часть этого количества. Но есть надежда: на конвейер только что встал новый Mondeo, вот-вот пойдет рестайлинговый Focus.
(16) А завод Ford в Елабуге изменений в производственной программе не ждет. Собираемые здесь кроссоверы Edge и Explorer в сумме не набирают и 20 тысяч заказов.
(17) Площадка Ford Sollers в Набережных Челнах выглядит более перспективно. Впрочем, заработала она только под конец 2014 года, когда сюда перебрался бюджетный EcoSport, и оценивать ее будущее пока преждевременно. Если в 2015 году компанию кроссоверу на конвейере составят хэтчбеки Fiesta, то эти новые и относительно недорогие модели помогут марке восстановить былые позиции.
(18) Черкесский Derways – главный «многостаночник» отрасли. Здесь собирают китайские Geely, Lifan, JAC, Hawtai, Brilliance и Chery. Из них только Chery можно назвать более-менее серьезным игроком. Из производственной мощности в 100 тысяч машин за Chery забронировано 36%. Освоят их или нет, покажет время. Остальные «китайцы» исчезают из программы так же тихо и незаметно, как и появлялись. О каких-либо планах и стратегии развития говорить сложно. Вы, к примеру, помните марку Luxgen? Эти машины тоже собирались в Черкесске… Зато обилие партнеров позволяет заводу чувствовать себя более-менее уверенно.
(19) Great Wall избегает тесной компании соотечественников, прописавшихся в Черкесске, и строит свои наполеоновские планы. Гжельский завод ИМС, принадлежащий компании «Ирито», в минувшем году выпустил 17 тысяч вседорожников, но в 2015 году будет закрыт: сборку переводят в Липецк, где запускается производство полного цикла. А в 2017-м должна заработать площадка под Тулой. Ее отведут под производство моделей люксового суббренда Haval. В конце марта, когда готовился этот материал, на официальном сайте были представлены два вседорожника – модели Н6 и Н8. Ни цен, ни списка дилеров нет. Проект практически заморожен, но официально об этом китайцы не говорят.
Упомянем еще о трех российских производствах. Натянутые отношения с АВТОВАЗом и перебои с поставками машинокомплектов заставляют задуматься о судьбе тольяттинской фирмы «Супер-Авто». В минувшем году здесь собрали меньше тысячи автомобилей. Десятками машин измеряется объем выпуска аргунского «Чеченавто». В начале года АВТОВАЗ заговорил о расширении производства, однако нюансы пока неизвестны. ТагАЗ так и не смог оправиться от кризиса 2009 года и до сих пор скорее мертв, чем жив. Несколько десятков собранных вручную «спорткаров» TagAZ Aquila – это отдельные вспышки на кардиомониторе, не означающие выхода из комы.
Картина написана в мрачных тонах, под стать ситуации. Производство упадет вместе с рынком, это очевидно — но на сколько? На 30% или на все пятьдесят? Пережить год с минимальными потерями смогут, пожалуй, лишь АВТОВАЗ, корейские бренды и, возможно, Toyota. При условии грамотной ценовой политики. Остальные предприятия, вероятнее всего, ждет заметное снижение объемов выпуска. Или закрытие. Прецеденты уже есть.