Автошколы: куда пойти учиться

В результате реформ больше половины действующих автошкол оказались на грани закрытия. Есть ли повод для паники?

Последний летний месяц прошлого года в сфере автообразования окрестили «черным». Именно тогда вступили в силу новые требования для автошкол (ЗР, 2014, № 10).

Большинство автошкол не были готовы к нововведениям и потребовали переходного периода. Дескать, чтобы найти нужную площадку, нужно время. Без лукавства не обошлось. Проблема возникла не внезапно: еще в 2011 году в проектах нормативных документов для автошкол говорилось о площадке определенного размера.

Все надеялись на авось – может, требования смягчат. Да и вообще, как можно закрывать автошколы при таком наплыве желающих получить права? Ожидания оказались напрасными, и в результате прошлогодней переаттестации право на дальнейшую работу получила лишь треть заведений. Скажем, в Москве из 350 автошкол официально осталось только 97. Что же теперь ждет желающих получить водительское удостоверение? Очереди на поступление? Взлет цен?

Председатель правления Гильдии автошкол Сергей Лобарев сообщил, что стоимость обучения уже увеличилась на 50% по сравнению с 2013–2014 годами: средняя оплата за курс в московских автошколах теперь составляет 40–50 тысяч рублей вместо прежних 20 тысяч. При этом никаких качественных изменений в подготовке кандидатов в водители пока нет – так считает Лобарев. Он полагает, что не было никакого смысла менять систему обучения в автошколах, пока не создана единая система автообразования.

При этом в каждой школе практикуется поэтапная оплата обучения. Уже не так страшно, да? Теперь, надеюсь, будет покончено с демпингом организаций, которые брали всего 5–10 тысяч рублей, но лишь рекомендовали комплект учебников и экзаменационных билетов для самостоятельной подготовки и проводили несколько вводных лекций, а потом их студенты учились рулить в придорожных карманах. Можно ли назвать это обучением?

В лагере недовольных появляются и вроде бы обоснованные требования пересмотреть некоторые пункты реформы. Дескать, почему бы размер площадки не привязывать к количеству учебных машин в автошколе? С поддержкой в этом вопросе неожиданно выступило Минэкономики. Там считают, что при остром дефиците земельных участков автошколы, даже если захотят, не смогут найти подходящий.

Но тут возникает другой вопрос: а нужно ли нам большое количество автошкол? По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, некоторые из работающих сегодня в столице 97 школ сталкиваются с недобором учеников.

Конечно, многих отпугнула взлетевшая вверх стоимость обучения. Плюс кризис. Значит, пока нам хватит и такого количества автошкол. Ну а потом, когда дела в стране пойдут лучше, на рынок обучения наверняка придут новые игроки. Будет спрос – будет и предложение. Но сформированное уже по новым правилам.

Надеемся, что обучение в автошколе больше не будет сводиться к натаскиванию на сдачу экзамена по билетам. Скажем, вместо нескольких практических упражнений на обочине учеников обяжут отрабатывать на безопасном полигоне ситуации, возможные на дорогах. На учебной территории должна быть имитация перекрестков, пешеходных переходов, железнодорожных переездов, эстакад – минимальные требования к школьным площадкам установлены не просто так. Только успешно освоив практический минимум на закрытой территории, ученик сможет выехать на общественную дорогу.

Но упущения в новой программе обучения, на мой взгляд, все же остались. Неплохо бы добавить в практику несколько упражнений по внештатным ситуациям – например, вождение на скользкой дороге, при ограниченной видимости. Это наверняка поможет улучшить статистку аварийности. Ведь сейчас около 30% аварий происходит по вине водителей со стажем до трех лет. Изменят ли реформы ситуацию? Ответ даст ближайшее будущее.

Цифры

В 2014 году в России работало 11 476 автошкол. В январе 2015 года аккредитацию ГИБДД получила лишь 3301. В столице из 350 автошкол одобрение дали 97 школам, в Санкт-Петербурге из 134 автошкол только 35 продолжили работу.

Подпишитесь на «За рулем» в