Дороги: поддержим своего производителя

Вопрос импортозамещения в связи с санкциями сейчас стоит перед Россией практически во всех сферах, и дорожное строительство не исключение. Если раньше мы активно пользовались технологиями европейских стран, то теперь самое время разрабатывать свои. Эмульсия для обеспыливания, дороги из смолы и ямочный ремонт за три минуты – мы выбрали наиболее интересные инновации российских регионов в дорожной сфере.

Пылесборник

На федеральной трассе А331 «Вилюй» в Якутии начался эксперимент по использованию специальной эмульсии для обеспыливания дороги. Инновационная смесь разработана дальневосточными дорожниками совместно со специалистами Якутского института нефти и газа СО РАН. Эмульсия связывает мельчайшие молекулы пыли друг с другом, делая их тяжелее и не позволяя, таким образом, подниматься вверх при движении транспорта. Сущест­вует два метода использования эмульсии – пропитка верхнего слоя дорожного покрытия и смешивание дорожного покрытия с эмульсией. Как вы понимаете, в рамках эксперимента будет опробован лишь первый метод, так как для второго необходимо перекладывать дорожное пок­рытие.

Смесь опробуют на восьми участках трассы общей протяженностью около 10 км. Отрезки дороги выбраны не случайно – это двухполосные участки, наиболее подверженные пылеобразованию. На проведение эксперимента Росавтодор выделил 20 млн руб., окончание запланировано на сентябрь этого года. После этого будет принято решение об использовании эмульсии на территории всей России, институт нефти и газа СО РАН уже занимается подготовкой нормативного документа по обеспыливанию.

С российским бичом – «обочечниками» – безуспешно борется ГИБДД. А с самой пылью будет воевать специальная эмульсия

Смоляные дороги

Ученые Томского государственного университета разработали инновационную смолу, получившую название ПМ-14, которую можно использовать для гид­ро­изоляции при строительстве зданий, в неф­тяной отрасли и, конечно же, в сфере дорожного строительства. Необычная смола производится путем смешивания альдегидной фракции и формальдегида в присутствии катализатора. Меняя соотношение компонентов и концентрацию катализаторов, можно получить продукты с разными характерис­тиками.

Добавление смолы в покрытие дорог должно значительно увеличить срок их службы, так как оно будет отталкивать влагу. Есть несколько вариантов использования нового продукта. Во-первых, им можно заливать нижний песочный слой дороги вместо утрамбовки. Также можно, наоборот, добавить песок в смолу, благодаря чему получится прочный материал для изготовления тротуарных плит. Кроме того, смолу можно добавлять в цемент, это делает его легче и улучшает теплоизоляционные свойства.

Испытания инновационного покрытия планируется в ближайшее время провести в Томской области и Татарстане.

Новые реагенты

Студенты того же Томского университета не отстают от профессоров, они также предс­тавили на суд общественности свою разработку – уникальный реагент, который не только дешевле и экономичнее существующих аналогов, но еще и способен работать в условиях критических температур – при морозе до минус 37.

Новый реагент разъедает лед, превращая его в рыхлую массу, которую спокойно можно убрать, при этом вещество не остается на асфальте – гранулы растворяются вместе со снегом. Реагент не разрушает дорожное покрытие, не оставляет белых разводов и солевой пленки на дорогах и пятен на обуви жителей, в нем отсутст­вуют вредные вещества, а на обработку 100 кв. м пот­ре­бует­ся всего три килограмма композиции.

Сейчас разработчики заняты получением патента на реагент, после чего его планируется в качестве пилотного проекта использовать на дорогах Томска.

Ямочный ремонт

Специалисты Иркутского государственного технического университета озаботились проблемой ямочного ремонта дорог в суровых сибирских реалиях. Результатом их трудов стал уникальный комплекс для локального ремонта асфальтного покрытия, который позволяет проводить работы при температуре до минус 12°С, то есть даже в самый разгар зимы. При этом прочность покрытия повышает­ся в 2–2,5 раза благодаря быстрой полимеризации эмульсии под воздействием ударных нагрузок и снижению пористос­ти заплатки. Кстати, эмульсия, разработанная учеными ИрГТУ, также значительно снижает время ремонта – после завершения работ эксплуатация дороги может начинаться не через 20 минут, как это происходит сейчас, а через три минуты.

Стоимость одного такого комплекса не превышает 1 млн руб. Сейчас специалисты университета ищут заинтересованные стороны для производства пилотной партии.

Вердикт

– Мы привыкли к тому, что все новые технологии первым делом появляются в Москве, а потом уже распространяются по России. Оно и понятно, здесь есть «Сколково», в которое вливаются бешеные деньги, поэтому все ожидания направлены сюда. Однако не стоит недооценивать наших ученых, работающих по всей стране. Ведь практика показывает, что самым тяжелым для них становится донести свои инновационные решения до представителей власти.

Подпишитесь на «За рулем» в