Шопинг по-соседски: как казахи и белорусы скупали автомобили в России
Каждый десятый — из России
Продажи автомобилей в России продолжают падать с нарастающей скоростью, и даже льготные автокредиты с утилизационными скидками едва сдерживают это падение. А между тем определенную поддержку российскому авторынку оказывают жители Казахстана и Белоруссии. Только в I квартале этого года они приобрели в нашей стране почти 40 тыс. новых машин, подсчитали в «Автостате». То есть в соседние республики уехал каждый десятый автомобиль, проданный российскими автодилерами. А в конце прошлого года, когда из-за обвала рубля разница цен на машины в России и этих странах достигала порой нескольких тысяч долларов, чуть ли не каждый третий посетитель российских автосалонов был гостем из Казахстана и Белоруссии.
По словам директора дилерского центра Skoda Рольф Центр Светланы Виноградовой, вал покупателей из соседних республик хлынул в российские, и прежде всего московские автосалоны в конце прошлого года, когда рубль сильно обесценился по отношению к мировым валютам, а рублевые цены на автомобили еще не успели сильно подняться. Национальные валюты республик СНГ на тот момент не так сильно потеряли в цене, к тому же многие их жители привыкли хранить сбережения в долларах. В этой ситуации они получили возможность купить автомобиль более высокого класса, чем они могли себе позволить раньше. При этом в конце прошлого года по многим маркам возник реальный дефицит автомобилей в наличии, а покупатели из соседних республик стремились купить автомобиль сразу. Поэтому спросом пользовались даже те марки и модели автомобилей, которые ранее считались неликвидными. В декабре доля покупателей из Казахстана и Белоруссии доходила до 20-40%. В начале 2015 года доля покупателей из этих стран сразу снизилась до 10-15%, многие продолжали искать автомобили по «старым» ценам. Сейчас цены выровнялись, и ажиотаж покупателей из соседних республик сошел на нет, говорит г-жа Виноградова.
Как отмечает руководитель направления продаж новых автомобилей ГК «Автомир» Михаил Маракушев, с точки зрения фактора, сдерживающего падение продаж на российском авторынке, «помощь» покупателей из Белоруссии и Казахстана была заметна. Но комплексно такие покупатели – не самые лучшие для экономики российских дилеров, так как не позволяют получать полную финансовую отдачу от продажи автомобилей – они не приобретают продукты страхования, не посещают сервисный центр, не меняют свой авто в trade-in на новый.
Регистрации новых автомобилей в Казахстане в I квартале 2015 г.
Источник: «Автостат»
Более того, из-за большой ценовой разницы на автомобили в России и соседских странах, которая, по разным оценкам, достигала 20-40%, а также огромного наплыва покупателей из сопредельных республик, многие импортеры запретили дилерам продавать машины гостям. По словам участников рынка, казахстанские и белорусские покупатели во многом усугубили дефицит автомобилей, возникший у дилеров в конце прошлого года. «В конце декабря склады дилеров были близки к нулевому значению и люди, которые не успели купить, продолжали искать автомобили. Это говорит о том, что при условии отсутствия продаж гражданам Казахстана и Белоруссии большинство автомобилей купили бы граждане России», – говорит директор по продажам дивизионов «Премиум» и «ЭЛА» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. По его словам, пока дилеры свободно продавали автомобили, наиболее востребованными для покупателей из соседних республик были новые машины. А после того как многие автосалоны стали отказывать в продаже новых авто гражданам соседних республик, их интерес переключился на автомобили с пробегом.
Топ-20 самых продаваемых моделей в Казахстане в I квартале 2015 г.
Источник: «Автостат»
Казахстан подсчитывает потери
Между тем, для дилеров Казахстана и Белоруссии миграция местных автомобилистов в российские автосалоны нанесла колоссальный урон. Так, за первые три месяца 2015 года жители Казахстана купили на российском рынке около 30 тыс. новых машин. Всего в этой республике, по данным «Автостата», было зарегистрировано 46,7 тыс. автомобилей, что почти в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Однако официальные продажи местных автодилеров в I квартале упали на 26%, до 25 тыс. машин, свидетельствуют данные консалтинговой компании Qncepto. А с учетом первично ввезенного секонд-хэнда количество регистраций достигло рекордных 132 тысяч.
По словам директора Qncepto Олега Алферова, если раньше восемь-девять из десяти покупателей новых авто обращались к официалам, то в ноябре доля теневых продаж перевалила за 30%, а в декабре и вовсе достигла 53%. На каждый проданный официальными дилерами новый автомобиль приходилось более одного пригнанного из России. «Надежды на то, что российские дилеры ощутимо поднимут цены в 2014 году, а курсовой разрыв между рублем и тенге сократится, не оправдались. В результате по итогам года официальный рынок в Казахстане просел на 3%, – сетует Олег Алферов. – Но 1 января 2015-го появился новый катализатор импорта из России – был упразднен НДС на автомобили, ввозимые физлицами с территории стран-партнеров по ЕАЭС. Это дополнительно усугубило положение официальных участников рынка».
В результате отмены НДС и акцизов на ввоз автомобилей за первые три месяца этого года «серый» ввоз покрыл две трети суммарных продаж официальных дилеров за весь 2014 год. Теперь им остается только объявлять скидки себе в убыток и договариваться с импортерами об адаптации ценовой политики к российскому уровню. При этом теневой импорт по итогам одного квартала уже в 3,5 раза превзошел прошлогодний сбыт казахстанских автопроизводителей. Как следствие, производство на автозаводах республики с начала года упало вдвое и близко к остановке, констатируют в Qncepto.
«Если режим регулирования, действующий с 1 января, сохранится, в текущем году рынок откатится к 2012 году по формальным объемам и к состоянию середины 2000-х с точки зрения структуры рынка, – прогнозирует Олег Алферов. – Официальные участники казахстанского рынка могут вернуться к работе в штатном режиме, только если будет снята проблема нулевого НДС. Но – даже в этом случае остается фактор курсовой разницы и спада потребительской активности, причина которой – снижение динамики экономического роста в Казахстане до 1-1,5%».
Белорусы закупили машины впрок
Белорусы в I квартале этого года приобрели в России более 10 тыс. новых автомобилей. Согласно данным «Автостата», на учет в ГАИ республики было поставлено 16,4 тыс. машин – почти в 2,3 раза больше, чем в январе-марте 2014 года. При этом продажи новых легковых автомобилей официальными дилерами увеличились лишь на 20% до 5,6 тыс. штук, гласят данные Белорусской автомобильной ассоциации. Кстати, в IV квартале прошлого года из России было ввезено еще больше – свыше 16 тыс. новых автомобилей, из них более 10 тысяч – за один лишь декабрь.
Регистрации новых автомобилей в Беларуси в I квартале 2015 г.
Источник: «Автостат»
Как отмечают в аналитическом центре холдинга «Атлант-М», соотношение продаж белорусских официальных дилеров и так называемого «серого» ввоза из России менялся очень динамично, реагируя, в первую очередь, на курс российского рубля к доллару. Так, летом 2014 года соотношение было 80/20 в пользу официальных поставщиков. Но уже в октябре доля «серых» продаж возросла до 35%, в ноябре до 63%, а в декабре превысила 80%. Стабилизация курса российского рубля в феврале и его укрепление в марте привели к смене тенденции – соотношение составило 55/45 в пользу официальных дилеров.
«Надо учитывать, что не все новые автомобили, ввезенные в РБ, являются прямыми потерями для дилеров. Есть прослойка населения, которая не могла себе позволить новый автомобиль в обычной ситуации, и не купила бы его, если бы не резкий обвал российского рубля. Данные покупатели в ноябре-декабре ехали в Россию, одолжив деньги у всех родственников и знакомых. Кстати, это касалось не только новых автомобилей, но и подержанных – их было ввезено из России в 2-3 раза больше, чем новых», – комментируют в «Атлант-М».
В результате потери белорусских дилеров, по оценкам аналитического центра «Атлант-М», только в 2015 году составят 20-25 тыс. новых автомобилей в зависимости от динамики курсов валют. По сравнению с прошлым годом, где продажи уже пострадали в IV квартале, они могут снизиться еще на 20-30%, хотя должны были бы уверенно расти – отложенный спрос по состоянию на осень 2014 года был очень большим. В целом, по прогнозу «Атлант-М», регистрации новых автомобилей в Беларуси в этом году составят 40-45 тыс. штук, из них на продажи официальных дилеров придется не более 20 тыс. машин.
Топ-20 самых продаваемых моделей в Беларуси в I квартале 2015 г.
Источник: «Автостат»
«Последствия для белорусских автодилеров достаточно тяжелые – это недобор продаж и выручки по новым автомобилям, финансовому сервису, дополнительному оборудованию, автомобилям с пробегом, что привело к массовым сокращениям персонала. Налоговые поступления в белорусский бюджет также сильно упали, – констатируют в «Атлант-М». – С точки зрения послепродажного обслуживания ситуация не такая плохая, так как значительную часть ввезенных автомобилей удастся привлечь на сервис. Но для многих из этих машин еще не наступило время визита на плановое ТО».
Между тем, аналитики не исключают, что в случае очередного снижения курса рубля белорусы вновь отправятся в российские автосалоны за «дешевыми» машинами. Например, при девальвации с 50 до 60 рублей за доллар разница будет примерно 17%, пока не поднимутся рублевые цены на автомобили, подсчитали в аналитическом центре «Атлант-М». По словам Светланы Виноградовой, какая-то часть покупателей из соседних республик постоянно присутствует в московских дилерских центрах: многие рассчитывают купить автомобиль дешевле, а выбор автомобилей в наличии в столице куда больше.
Lada проиграла белорусский рынок
Кстати, несмотря на то, что ассортимент массовых моделей в трех странах странах Единого экономического пространства практически одинаковый, предпочтения автомобилистов на местах несколько отличаются друг от друга. К примеру, автомобили Lada, которые в Казахстане имеют рыночную долю даже больше, чем в России, на белорусском рынке не входят и в пятерку лидеров.
По данным «Автостата», в январе-марте 2015 года белорусы поставили на учет в ГАИ всего 980 новых Lada (6% рынка), что, впрочем, более чем в два раза превышает аналогичный показатель годичной давности. При этом самой популярной в республике моделью АВТОВАЗа является универсал Lada Largus, на который приходится треть продаж марки. А вот возглавляют рейтинг белорусских бестселлеров иномарки, которые, кстати, преимущественно производятся в России, – Hyundai Accent (местное название Solaris), Volkswagen Polo, Nissan Almera, Kia Rio, Renault Duster и другие.
«Потребительские предпочтения белорусских автолюбителей сложились в основном в 1990-е и в 2000-е годы, когда рынок на 90-95% формировался импортом подержанных автомобилей из Европы и США – в первую очередь, немецких, японских и французских брендов. Импортные пошлины были невысоки, цены на подержанные автомобили в Германии – тоже, поэтому подержанная иномарка верхнего среднего ценового сегмента стоила дешевле, чем новый автомобиль Lada, – отмечают в аналитическом центре «Атлант-М». – Ослаблению позиций АВТОВАЗа в Белоруссии на протяжении многих лет способствовали и проблемы с качеством, и опоздание с обновлением модельного ряда. На данный момент покупатели автомобилей Lada в РБ – это люди старшего поколения, причем с невысоким уровнем дохода, или бюджетные организации».
А вот в Казахстане, напротив, АВТОВАЗ, хоть и теряет долю в последнее время, остается безусловным лидером местного авторынка, занимая более 25% всех продаж. По итогам I квартала жители Казахстана поставили на учет в дорожную полицию около 12,5 тыс. автомобилей Lada – на 38% больше, чем годом ранее. Правда, бестселлер Lada Granta уступил по количеству регистраций модели Hyundai Accent, пропустив ее на высшую ступень рейтинга продаж.
Высокие продажи Lada на казахстанком рынке Олег Алферов объясняет, прежде всего, развитостью дилерской сети местного дистрибьютора. «В Казахстане у АВТОВАЗа агрессивный дилер с уникальной инфраструктурой. Продажи ведутся даже в городах с населением 50 тысяч человек, – отмечает он. – Другие игроки казахстанского рынка менее опытны в работе с потребителем в бюджетном сегменте и не обладают сопоставимыми ресурсами в том, что касается товаропроводящей сети и транспортной логистики. Кроме того, в 2014-2015 на руку АВТОВАЗу и его партнеру Renault-Nissan играет и фактор слабого рубля».