Радар-детекторы: Суперопределитель

Копаясь на днях в перечне услуг своего оператора сотовой связи, наткнулся на интересные предложения: «определитель номера», и чуть дороже «антиопределитель номера». Но больше порадовала самая дорогая услуга «Суперопределитель номера», чтобы определять номера даже тех абонентов, которые активировали для себя предыдущую услугу. В теории так может продолжаться бесконечно. Это не вопрос совести оператора или финансовых возможностей абонентов. Это всего лишь проявление третьего закона Ньютона, который в упрощенном виде звучит, как «действие равно противодействию». По такому же принципу развивалась, к примеру, радиолокационная технология.

Само слово Radar образовалось в 1940 году из выражения Radio Detecting and Ranging (радиообнаружение и дальнометрия), благодаря командующему ВМС США С. Такеру. Однако еще до начала Второй мировой войны подобные технологии были доступны и в Европе, и в Америке и в Советском Союзе. Причем именно у нас в январе 1934 года впервые была испытана радиолокационная установка. Идея создания принадлежала Павлу Ощепкову.

Не зря говорят, война – двигатель прогресса, потому что именно она послужила толчком к дальнейшему развитию радаров. На этот раз речь о Корейской войне, когда в начале 50-х впервые в воздушных боях стали встречаться советские и американские летчики. На истребителях F-86 Sabre использовались прицелы с радиолокационным дальномером, благодаря которому пилот мог сбить цель находясь на расстоянии до 2,5 км от нее. Но после того, как в институте ВВС под Москвой оказался сбитый и неповрежденный «Сэйбр», его конструкцию досконально изучили. Лейтенант Вадим Мацкевич определил на какой частоте работал электронный прицел вражеского истребителя. На основе полученных данных была разработана радиолокационная станция «Сирена», которая предупреждала пилотов советских МиГ-15 о приближении F-86 за 10 км. По сути «Сирена» и стала первым в мире радар-детектором.

Практически сразу военные технологии нашли свое применение в мирной жизни. Американская дорожная полиция Мичигана и Индианы впервые в 1954 году использовала на своих автомобилях устройства определяющие скорость транспортных средств. А в сентябре 1961 года на обложке журнала Popular Electronics засветился первый в мире серийный радар-детектор Radar Sentry (Radatron) для предупреждения о полицейских засадах. Оценивался он тогда почти в $40 и работал от двух пальчиковых батареек АА. Первые модификации осуществляли детектирование только в S-диапазоне на частоте 2.455 ГГц. Позже к нему добавился Х-диапазон. Нам удалось найти настоящий раритет родом из той эпохи – радар детектор Whistler RE-55XK 1971 года выпуска. Этот «электродинозавр» работает в диапазонах X (10,500-10,550 ГГц) и K (24,050-24,250 ГГц), то есть на частотах, которые используются российскими радарными комплексами. Удержаться от реальной проверки на дорогах мы не смогли, а для сравнения подобрали пару радар-детекторов из современной линейки этого же производителя. Один из них Whistler 138ST Ru (цена 4490 руб.) без GPS, а второй флагманский Whistler Pro-99ST+ (цена 11 290 руб.) с GPS-модулем, который показывает расстояние в метрах до засады, благодаря предустановленной и обновляемой базе данных стационарных радаров. На него и будем ориентироваться в определении дальности детектирования Whistler RE-55XK.

Справка: Американская компания Whistler существует с 1971 года и начала свою деятельность с выпуска ручных радаров для морской пехоты США. Сегодня Whistler - один из признанных лидеров по производству радар-детекторов, и помимо них занимается также разработкой бустеров (пуско-зарядных устройств), дорожных раций, инспекционных камер и прочих электронных гаджетов.

Для начала познакомимся с нашими подопечными. Несмотря на то, что Whistler 138ST Ru - модель начального уровня, функционал приятно радует. Работает устройство в X-, K- и Ka-диапазонах. Последний в России не используется, а потому его можно отключить в меню. Плюс Whistler 138ST Ru предупредит об атаке лазерного радара как спереди, так и сзади (для этого на верхней части корпуса предусмотрен отдельный световод, ориентированный назад). Производитель гарантирует, что не останутся незамеченными радарные комплексы «Робот», «ЛИСД», «Беркут», «Искра», «Сокол», «Барьер», «Радис», «Амата» и др. В арсенале 4 режима чувствительности для городских условий, 2 уровня яркости дисплея, возможность автоприглушения звуковых оповещений и «тихий режим». Но самое интересное – функция VG-2. Вот он, очередной виток развития радиолокационной технологии, тот самый «Суперопределитель». Дело в том, что в ряде европейских стран (Германия, Австрия, Франция, Бельгия, Финляндия, Испания, Италия, Чехия, Эстония, Польша и т.д.) радар-детекторы под запретом. Устройство могут конфисковать, а водителя оштрафовать. Для этого дорожная полиция использует особые пеленгаторы. Так вот, функция VG-2 позволяет радар-детектору переключиться в своеобразный «спящий режим», уловив излучение такого пеленгатора. Радар-детектор будет предупреждать водителя только о радарах лазерного типа, пока опасность не минует.

Whistler Pro-99ST+ совсем из другого теста – у него солидный внешний вид и чуть большие габариты. Дело в том, что модель относится к Pro-серии, которая подразумевает улучшенные показатели детектирования. GPS-модуль позволил существенно расширить функционал. К примеру, устройство автоматически выбирает режим чувствительности в зависимости от того, где находится автомобиль (в городе или за его пределами), сам регулирует яркость дисплея с учетом времени суток, показывает мгновенную скорость движения, действующее ограничение скорости на данном участке и расстояние до радара. Из бонусов встроенный компас и голосовое оповещение на русском, английском, украинском или казахском языке на выбор.

На видео показано, как ветеран Whistler справляется с определением современного комплекса «Стрелка» на московских дорогах:

Подпишитесь на «За рулем» в